Тема: хромосомная теория наследственности. Проверочная работа по биологии на тему " хромосомная теория наследственности" этап. Закрепление изученного материала

1 вариант.

В заданиях 1-8 выберите один или несколько правильных ответов.

1.Хромосомная теория наследственности создана американским генетиком:

а) Т. Морганом б) Г. Менделем в) А. Вейсманом г) К. Корренсом

2.Ген – это:а) участок белка б) единица вида в) единица наследственной информации г) часть генома

3.Гены, расположенные линейно в одной хромосоме, образуют

а) сцепление б) аллель в) группу сцепления г) аллельную группу

4.Сцепление может быть: а) полным б) неполным в) частичным

5.Важный источник появления новых комбинаций гена является

а) коньюгация б) митоз в) мейоз г) кроссинговер

6.За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят 1% кроссинговера. Такая единица получила название

а) аллель б) локус в) морганидаг) сила сцепления

7. Сцепление нарушается в результате кроссинговера, частота которого… расстоянию между генами в хромосоме . а) прямо пропорциональна б) обратно пропорциональна

8.Каждый биологический вид характеризуется определенным набором хромосом - а) фенотипом б) кариотипом в) генотипом

9.Ответьте на вопрос. Почему в каждой гамете может быть только по одной гомологичной хромосоме?

10. Дайте определение ГЕНОТИПА.

    вариант.

В заданиях 1-8выберите один или несколько правильных ответов.

1.Цитологической основой генов является

а) последовательность аминокислот б) последовательность белков в) последовательность нуклеотидов в РНК г) последовательность нуклеотидов в ДНК

2. Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называют

а) законом Менделя б) законом Моргана в) законом независимого наследования признаков

3. Каждый ген расположен в одном и том же месте, называемом

а) участком ДНК б) локусом в) морганидой г) участком РНК

4. Число групп сцепления равно:а) гаплоидному набору хромосом б) диплоидному набору хромосом

5. Любые изменения гена приводят к появлению новых разновидностей этого гена -

а) аллелей б) локусов в) морганид

6. Каждый биологический вид характеризуется определенным набором хромосом - а) генотипом б)кариотипом в) фенотипом

7.Развитие организмов происходит под контролем генов во взаимосвязи а) с факторами внешней среды б) с факторами внутренней среды в) с факторами внешней и внутренней среды

8. Ген – это:а) участок белка б) единица вида в) часть генома г) единица наследственной информации

9. Ответьте на вопрос. Почему все хромосомы и гены у особи присутствуют в её клетках всегда в виде пары?

10. Дайте определение ФЕНОТИПА.

Ответы. 1 вариант.

    Гаметы всегда гаплоидны.

    Генотип-совокупность генов, полученных от родителей.

2 вариант.

    в зиготу они попадают от обоих родителей.

    Фенотип – это внешние и внутренние признаки организма.

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Мы начинаем урок биологии. Проверьте вашу готовность к уроку.

2этап. Постановка задач урока.

Какие задачи нам предстоит сегодня решить?

(повторить основные генетические понятия, законы Менделя о наследовании признаков,

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать интерес к предмету, эстетическое воспитание.

3 этап. Проверка домашнего задания.

Какое д/з было вам задано?

Повторить основные понятия генетики, законы Менделя, представить в виде презентации свое домашнее задание.

Вы, ребята, вспомнили основные положения работ Грегора Менделя, а теперь проверим, насколько хорошо вы это усвоили и запомнили материал. Перед вами тест по домашней работе.

1. Грегор Мендель на начальном этапе эксперимента использовал в качестве родительских растений гороха

А) чистые линии.

Б) гетерозиготные особи

В) гомозиготные особи по рецессивному гену.

Г) одну гетерозиготную, а другую – гомозиготную особь по рецессивному гену.

2. В экспериментах Г. Менделя гомозиготными особями с обоими рецессивными признаками были растения гороха с семенами.

А) желтыми и морщинистыми.

Б) желтыми и гладкими.

В) зелеными и морщинистыми.

Г) зелеными и гладкими.

3. Моногибридное скрещивание – это получение

А) первого поколения гибридов.

Б) стабильных гибридов.

В) гибридов, родители которых отличаются друг от друга по одному признаку.

Г) ни один ответ не верен.

4. В соответствии с законом Г. Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается

А) в первом поколении.

Б) во втором поколении.

В) в третьем поколении.

Г) в четвертом поколении.

5. Закон независимого распределения Менделя выполняется только тогда, когда

А) гены разных аллелей находятся в одних и тех же хромосомах.

Б) гены разных аллелей находятся в разных хромосомах.

В) аллели рецессивны,

Г) аллели доминантны.

6. при дигибридном скрещивании число классов по фенотипу во втором поколении равно

Г) ни один ответ не верен.

7. при дигибридном скрещивании число классов по генотипу равно

Г) ни один ответ не верен.

8. При фенотипе семени гороха: желтое и гладкое (оба признака доминантны) число генотипов равно

КЛЮЧ К ТЕСТУ: (на слайде)

Самопроверка.

4этап. Побуждение учащихся к усвоению новых знаний.

Мы уже кое-что знаем о генах, наследственности и изменчивости, но сегодня нам предстоит узнать еще больше.(слайд стемой и целью)

Итак, тема урока: ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ».

Цель: познакомиться с основными положениями хромосомной теории наследственности Томаса Моргана; обосновать необходимость этих знаний в повседневной жизни.

5этап. Ознакомление с новым материалом.

В середине 19 века, когда Г. Мендель проводил свои эксперименты и формулировал закономерности, научных знаний было еще недостаточно для понимания механизмов наследования. Именно поэтому в течение долгих лет работы Менделя были невостребованными.

В начале 20века были открыты митоз и мейоз, заново переоткрыты законы Менделя, исследователи Германии и США предполагали, что наследственные факторы расположены в хромосомах.

1906г. Реджиналд Пеннет впервые описал нарушение менделеевского закона независимого наследования двух признаков. Провел опыт дигибридного скрещивания растений душистого горошка, отличающихся по окраске цветков и форме пыльцы, во втором поколении Пеннет не получил ожидаемого расщепления 9:3:3:1. гибриды F2 имели только родительские фенотипы в соотношении 3:1, т. е. перераспределения признаков не произошло.

Постепенно противоречия накапливались. Возникал вопрос, а как именно расположены гены в хромосомах? Ведь число признаков, а следовательно и генов, отвечающих за разные признаки больше, нежели самих хромосом.

Как же наследуются гены, расположенные в одной хромосоме?

Презентация про хромосомы.

На эти вопросы смогла ответить группа американских ученых, возглавляемая Томасом Морганом, они установили, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, т.е. сцеплено. Это явление получило название закона Моргана.

Группы генов, расположенные в одной хромосоме, были названы группой сцепления.

1911г. – создание хромосомной теории наследственности.

Основные положения:

Единица наследственности – ген, который представляет собой участок хромосомы.

Гены расположены в хромосомах в строго определенных местах (локусах), причем аллельные гены (отвечающие за развитие одного признака) расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

Гены расположены в хромосомах в линейном порядке, т. е.друг с другом.

Презентация.

В некоторых случаях скрещивания было обнаружено нарушение сцепления. Найдите об этом сведения в учебнике на странице 153. кратко пометьте себе в тетрадь об этом.

Один из учеников зачитывает, что записал.

Найдите, что такое генетические карты? Работаем в тетради аналогично.

6этап. Закрепление изученного материала.

Перед вами рабочий лист. Вам необходимо постараться вспомнить о чем говорили, что записывали и по возможности заполнить рабочий лист в течении трех минут. Дальше проверим, что вы запомнили и оформляем рабочий лист с помощью учебника.

Рабочий лист.

1. В каком веке были открыты митоз и мейоз, и переоткрыты законы Менделя?

______________________________________________________________________________

2. В 1906г. Р. Пеннет впервые__________________________________________________________________

3. Т. Морган и его группа проводили исследования на __________________________________________________________________________

и установили, что гены _____________________________________________________________________________________________________________________.

4.Это явление получило название _____________________________________________________________________________________________________________________.

5.группа сцепления – это______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

6.У человека ____пары хромосом и, следовательно, ____группы сцепления, у гороха____пар хромосом, и, следовательно, __группы сцепления.

7.Итогом работы Т. моргана явилось создание______________________________________________________________________

8. основные положения теории.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.нарушения сцепления ____________________________________________________________________________________________________________________

9. генетические карты_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Т. Морган создал хромосомную теорию наследственности в

А) 1902году.

2. Моргана касается

А)дигибридного скрещивания.

Б) чистоты гамет.

В) неполного доминирования.

Г) сцепления генов.

3.ген, который представляет собой участок хромосомы – это

А) единица наследственности.

Б) единица изменчивости.

4Схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления, т. е. в одной хромосоме, это –

А)нарушение сцепления,

Б) генетическая карта.

7 этап. Обобщение.

Блиц-опрос «Ты –мне, я – тебе».

Перед вами карточка с десятью вопросами. Вы по очереди задаете их друг другу по 5вопросов.

1. Сформулируйте первый закон Менделя.

2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?

3. сформулируйте второй закон Менделя.

4. что такое мутации?

5. что такое генетика?

6. сформулируйте третий закон Менделя.

7. Сформулируйте закон Моргана.

8. В чем сущность наследования, сцепленного с полом?

9. что такое генотип?

10. что такое фенотип?.

Оценка в оценочный лист.

С какой темой познакомились на уроке?

Какие цели ставили? Смогли добиться этих целей?

Насколько важно знать особенности наследования для человечества?

Ответ на этот вопрос постараемся дать, посмотрев презентацию.

Презентация «наследственные заболевания».

На знании закономерностей хромосомных перестроек основывается изучение наследственных заболеваний человека.

Х. т.н. в настоящее время развивается в направлении углубления знаний об универсальных носителях наследственной информации – молекулах ДНК.

Х. т.н., объясняя закономерности наследования признаков у животных и растительных организмов, играет важную роль в сельско-хозяйственной науке и практике. Она вооружает селекционеров методами выведения пород животных и сортов растений с заданными свойствами. Некоторые положения х. т.н. позволяют более рационально вести с\х производство.

Домашнее задание. Стр.150-153.

Решить задачи с карточки.

Задача №1. Иск в суд.

Женщина с группой крови ВВ возбудила дело о взыскании алиментов против мужчины с первой группой крови, утверждая, что он отец ее ребенка, т. к. и у него первая группа крови. Какое решение должен вынести суд?

Задача №2. Розовая мечта.

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?

Задача №3. Детский вопрос.

Таня и Аня однояйцовые сестры-близнецы, а Толя и Коля - однояйцовые братья-близнецы (дети других родителей). Толя женится на Тане, а Коля на Ане. В обеих семьях рождаются сыновья. Интересно, будут ли мальчики похожи друг на друга так же как однояйцовые братья-близнецы?

Задача №4. Жалоба.

Время от времени в газеты приходят письма от женщин с жалобами на мужей, которые их упрекают за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли их упреки?

Задача №5. Семейная тайна.

После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания указательного и среднего пальцев на правой руке). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?

Задача №6. Ошибка режиссера.

В фильме “Не валяй дурака” у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?

Задача №7. Чья наследственность?

Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал недостаток зрения от отца?

Задача №8 Плутовство.

За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Оказывается такое плутовство возможно. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки.

Рекламный ролик зубной пасты компании “Колгейт” красочно описывал чудодейственное свойство по отбеливанию зубов. Увидев ролик, Николай накупил зубной пасты и добросовестно чистил зубы два раза в день длительное время. Однако эффект отбеливания не проявлялся. Разозленный Николай подал иск в суд на компанию за шарлатанство. В ответ, чтобы себя защитить, компания обратилась в медико-генетическую консультацию. Почему?

Задача №10.

В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют 1 и 2 группы крови, родители другого 2 и 4 группы крови. Дети имеют 1 и 2 группы крови. Определите где чей ребенок.

Задача №1 . Иск в суд.

Отказать, т. к. у женщины с группой крови ВВ и мужчины с первой группой крови не может быть ребенок с первой группой крови, это обман.

Задача №2. Розовая мечта.

Мечта выполнима только во втором поколении (у внуков) при условии, что ее ребенок женится или выйдет замуж за человека с голубыми глазами.

Задача№3 Детский вопрос.

Теоретически, мальчики могут быть похожи как близнецы, если их родители гомозиготны по всем без исключения признакам, практически невозможно, так как по многим признакам человек гетерозиготен.

Задача №4 Жалоба.

Нет, так как пол ребенка зависит от типа сперматозоида, оплодотворившего яйцеклетку.

Задача №5 Семейная тайна.

Все мальчики данной семьи будут наследовать данный признак, так как он сцеплен с Y - хромосомой.

Задача №6 Ошибка режиссера.

Женщина, у которой черный отец не может быть белой по цвету кожи (АаВв – средний мулат), и тем более у нее не может родиться ребенок с черной кожей от белого мужчины.

Задача №7 Чья наследственность?

Нет, так как данный признак сцеплен с Х хромосомой, а ее сын получает только от матери, значит, мать является носителем дальтонизма в данной семье.

Задача №8 Плутовство.

Необходимо взять пробу клеток полости рта и проверить соответствие половых хромосом, Х и У хромосому хирургическим путем изменить нельзя.

Существует 2 причины потемнения зубной эмали: неправильный уход и признак потемнения зубов сцепленный с Х хромосомой. Если причина вторая, то компания иск в суде выигрывает.

Задача №10 .

Родители с 1 и 2 группой крови – могут иметь ребенка с 1 группой, а родители с 2 и 4 группой - соответственно с 2 группой крови.

д) Назовите клетку (особь), в которой в парах гомологичных хромосом один ген (аллель) доминантный, а другой - рецессивный.
В каких хромосомах содержались гены разных аллельных пар? (Желтый - зеленый цвет семени, гладкая - морщинистая форма семени)
все гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря чему некоторые признаки наследуются сцеплено; сила сцепления между двумя генами, расположенными в одной хромосоме, обратно пропорциональна расстоянию между ними;
1.
Цель: дать понятие об отклонении законов при расщеплении от количественных соотношений, установленных Менделем, дать знания о явлении сцепленного наследования; общее представление о хромосомной теории наследственности.
Термины и понятия: промежуточный характер наследования, сцепленное наследование, кроссинговер, генетические карты хромосом, хромосомная теория наследственности.
1. Упражнение "Поиск информации". Ученики работают в малых творческих группах.
Открытие Морганом линейного расположения генов в хромосоме. Хромосомная теория наследственности Моргана, ее основные положения
Тема: Открытие Морганом линейного расположения генов в хромосоме. Хромосомная теория наследственности Моргана, ее основные положения.
Цель: Познакомить учащихся с основными положениями хромосомной теории Моргана, углубить знания учащихся о сцепленное наследование, развивать логическое мышление учащихся, формировать умение работать с дополнительными информационными источниками.
Уровень А. Задача 1- 9 имеют по три или
Уровень Б.
Уровень В.
Уровень А. Задача 1-9 имеют по четыре варианта ответов. В каждом задании только один правильный ответ. Выберите правильный ответ и отметьте его в бланке ответов согласно инструкции. Не делайте других отметок на бланке их регистрировать как ошибки
27 Установите процентное содержание других нуклеотидов, если известно, что в молекуле ДНК тимидилови нуклеотиды составляют 20% от общего количества.
Уровень А. Задача 1 - 9 имеют по три или четыре варианта ответов. В каждом задании только один правильный ответ. Выберите правильный ответ и отметьте его в бланке ответов согласно инструкции. Не делайте других отметок на бланке, их регистрировать как ошибки.
Уровень Б. Задача 10-24 имеют целью установление соответствия, последовательности и содержат задания с открытым ответом.
Уровень В. Задача 25-30 повышенной сложности имеют целью установление соответствия, содержат задания с открытым ответом и с несколькими правильными ответами.

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Мы начинаем урок биологии. Проверьте вашу готовность к уроку.

2этап. Постановка задач урока.

Какие задачи нам предстоит сегодня решить?

(повторить основные генетические понятия, законы Менделя о наследовании признаков,

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать интерес к предмету, эстетическое воспитание.

3 этап. Проверка домашнего задания.

Какое д/з было вам задано?

Повторить основные понятия генетики, законы Менделя, представить в виде презентации свое домашнее задание.

Вы, ребята, вспомнили основные положения работ Грегора Менделя, а теперь проверим, насколько хорошо вы это усвоили и запомнили материал. Перед вами тест по домашней работе.

ТЕСТ 1.

  1. Грегор Мендель на начальном этапе эксперимента использовал в качестве родительских растений гороха

А) чистые линии.

Б) гетерозиготные особи

В) гомозиготные особи по рецессивному гену.

Г) одну гетерозиготную, а другую – гомозиготную особь по рецессивному гену.

  1. В экспериментах Г.Менделя гомозиготными особями с обоими рецессивными признаками были растения гороха с семенами.

А) желтыми и морщинистыми.

Б) желтыми и гладкими.

В) зелеными и морщинистыми.

Г) зелеными и гладкими.

  1. Моногибридное скрещивание – это получение

А) первого поколения гибридов.

Б) стабильных гибридов.

В) гибридов, родители которых отличаются друг от друга по одному признаку.

Г) ни один ответ не верен.

  1. В соответствии с законом Г.Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается

А) в первом поколении.

Б) во втором поколении.

В) в третьем поколении.

Г) в четвертом поколении.

  1. Закон независимого распределения Менделя выполняется только тогда, когда

А) гены разных аллелей находятся в одних и тех же хромосомах.

Б) гены разных аллелей находятся в разных хромосомах.

В) аллели рецессивны,

Г) аллели доминантны.

  1. при дигибридном скрещивании число классов по фенотипу во втором поколении равно

а)4.

Б) 9.

В)16.

Г) ни один ответ не верен.

  1. при дигибридном скрещивании число классов по генотипу равно

а) 4.

Б) 9.

В)16.

Г) ни один ответ не верен.

  1. При фенотипе семени гороха: желтое и гладкое (оба признака доминантны) число генотипов равно

А)2.

Б)3.

В)4.

Г)8.

КЛЮЧ К ТЕСТУ: (на слайде)

1. А.

2. В.

3. В.

4. Б.

5. Б.

6. А.

7. Б.

8. В.

Самопроверка.

4этап. Побуждение учащихся к усвоению новых знаний.

Мы уже кое-что знаем о генах, наследственности и изменчивости, но сегодня нам предстоит узнать еще больше.(слайд стемой и целью)

Итак, тема урока: ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ».

Цель: познакомиться с основными положениями хромосомной теории наследственности Томаса Моргана; обосновать необходимость этих знаний в повседневной жизни.

5этап. Ознакомление с новым материалом.

В ваших тетрадях записана тема.

В середине 19 века, когда Г.Мендель проводил свои эксперименты и формулировал закономерности, научных знаний было еще недостаточно для понимания механизмов наследования. Именно поэтому в течение долгих лет работы Менделя были невостребованными.

В начале 20века были открыты митоз и мейоз, заново переоткрыты законы Менделя, исследователи Германии и США предполагали, что наследственные факторы расположены в хромосомах.

1906г. Реджиналд Пеннет впервые описал нарушение менделеевского закона независимого наследования двух признаков. Провел опыт дигибридного скрещивания растений душистого горошка, отличающихся по окраске цветков и форме пыльцы, во втором поколении Пеннет не получил ожидаемого расщепления 9:3:3:1. гибриды F 2 имели только родительские фенотипы в соотношении 3:1, т.е. перераспределения признаков не произошло.

Постепенно противоречия накапливались. Возникал вопрос, а как именно расположены гены в хромосомах? Ведь число признаков, а следовательно и генов, отвечающих за разные признаки больше, нежели самих хромосом.

Как же наследуются гены, расположенные в одной хромосоме?

Презентация про хромосомы.

На эти вопросы смогла ответить группа американских ученых, возглавляемая Томасом Морганом, они установили, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно,т.е. сцеплено. Это явление получило название закона Моргана.

Группы генов, расположенные в одной хромосоме, были названы группой сцепления.

1911г. – создание хромосомной теории наследственности.

Основные положения:

Единица наследственности – ген, который представляет собой участок хромосомы.

Гены расположены в хромосомах в строго определенных местах (локусах), причем аллельные гены (отвечающие за развитие одного признака) расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

Гены расположены в хромосомах в линейном порядке, т.е.друг с другом.

Презентация.

В некоторых случаях скрещивания было обнаружено нарушение сцепления. Найдите об этом сведения в учебнике на странице 153. кратко пометьте себе в тетрадь об этом.

Слайд.

Один из учеников зачитывает, что записал.

Найдите, что такое генетические карты? Работаем в тетради аналогично.

Слайд.

6этап. Закрепление изученного материала.

Перед вами рабочий лист. Вам необходимо постараться вспомнить о чем говорили, что записывали и по возможности заполнить рабочий лист в течении трех минут. Дальше проверим, что вы запомнили и оформляем рабочий лист с помощью учебника.

Рабочий лист.

  1. В каком веке были открыты митоз и мейоз, и переоткрыты законы Менделя?

______________________________________________________________________________

  1. В 1906г. Р.Пеннет впервые__________________________________________________________________
  2. Т.Морган и его группа проводили исследования на __________________________________________________________________________

и установили, что гены _____________________________________________________________________________________________________________________.

4.Это явление получило название _____________________________________________________________________________________________________________________.

5.группа сцепления – это______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

6.У человека ____пары хромосом и, следовательно, ____группы сцепления, у гороха____пар хромосом, и,следовательно, __группы сцепления.

7.Итогом работы Т.моргана явилось создание______________________________________________________________________

8. основные положения теории.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.нарушения сцепления ____________________________________________________________________________________________________________________

9. генетические карты_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Т. Морган создал хромосомную теорию наследственности в

А) 1902году.

Б)1906г.

В)1911г.

  1. Закон Т.Моргана касается

А)дигибридного скрещивания.

Б) чистоты гамет.

В) неполного доминирования.

Г) сцепления генов.

3.ген, который представляет собой участок хромосомы – это

А) единица наследственности.

Б) единица изменчивости.

4Схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления, т.е. в одной хромосоме, это –

А)нарушение сцепления,

Б) генетическая карта.

7 этап. Обобщение.

Блиц-опрос «Ты –мне, я – тебе».

Перед вами карточка с десятью вопросами. Вы по очереди задаете их друг другу по 5вопросов.

  1. Сформулируйте первый закон Менделя.
  2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
  3. сформулируйте второй закон Менделя.
  4. что такое мутации?
  5. что такое генетика?
  6. сформулируйте третий закон Менделя.
  7. Сформулируйте закон Моргана.
  8. В чем сущность наследования, сцепленного с полом?
  9. что такое генотип?
  10. что такое фенотип?.

Оценка в оценочный лист.

С какой темой познакомились на уроке?

Какие цели ставили? Смогли добиться этих целей?

Насколько важно знать особенности наследования для человечества?

Ответ на этот вопрос постараемся дать, посмотрев презентацию.

Презентация «наследственные заболевания».

Выводы:

На знании закономерностей хромосомных перестроек основывается изучение наследственных заболеваний человека.

Х.т.н. в настоящее время развивается в направлении углубления знаний об универсальных носителях наследственной информации – молекулах ДНК.

Х.т.н., объясняя закономерности наследования признаков у животных и растительных организмов, играет важную роль в сельско-хозяйственной науке и практике. Она вооружает селекционеров методами выведения пород животных и сортов растений с заданными свойствами. Некоторые положения х.т.н. позволяют более рационально вести с\х производство.

Домашнее задание. Стр.150-153.

Решить задачи с карточки.

Задача №1. Иск в суд.

Женщина с группой крови ВВ возбудила дело о взыскании алиментов против мужчины с первой группой крови, утверждая, что он отец ее ребенка, т. к. и у него первая группа крови. Какое решение должен вынести суд?

Задача №2. Розовая мечта.

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?

Задача №3. Детский вопрос.

Таня и Аня однояйцовые сестры-близнецы, а Толя и Коля - однояйцовые братья-близнецы (дети других родителей). Толя женится на Тане, а Коля на Ане. В обеих семьях рождаются сыновья. Интересно, будут ли мальчики похожи друг на друга так же как однояйцовые братья-близнецы?

Задача №4. Жалоба.

Время от времени в газеты приходят письма от женщин с жалобами на мужей, которые их упрекают за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли их упреки?

Задача №5. Семейная тайна.

После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания указательного и среднего пальцев на правой руке). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?

Задача №6. Ошибка режиссера.

В фильме “Не валяй дурака” у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?

Задача №7. Чья наследственность?

Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал недостаток зрения от отца?

Задача №8 Плутовство.

За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Оказывается такое плутовство возможно. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки.

Рекламный ролик зубной пасты компании “Колгейт” красочно описывал чудодейственное свойство по отбеливанию зубов. Увидев ролик, Николай накупил зубной пасты и добросовестно чистил зубы два раза в день длительное время. Однако эффект отбеливания не проявлялся. Разозленный Николай подал иск в суд на компанию за шарлатанство. В ответ, чтобы себя защитить, компания обратилась в медико-генетическую консультацию. Почему?

Задача №10.

В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют 1 и 2 группы крови, родители другого 2 и 4 группы крови. Дети имеют 1 и 2 группы крови. Определите где чей ребенок.

Задача №1 . Иск в суд.

Отказать, т.к. у женщины с группой крови ВВ и мужчины с первой группой крови не может быть ребенок с первой группой крови, это обман.

Задача №2. Розовая мечта.

Мечта выполнима только во втором поколении (у внуков) при условии, что ее ребенок женится или выйдет замуж за человека с голубыми глазами.

Задача№3 Детский вопрос.

Теоретически, мальчики могут быть похожи как близнецы, если их родители гомозиготны по всем без исключения признакам, практически невозможно, так как по многим признакам человек гетерозиготен.

Задача №4 Жалоба.

Нет, так как пол ребенка зависит от типа сперматозоида, оплодотворившего яйцеклетку.

Задача №5 Семейная тайна.

Все мальчики данной семьи будут наследовать данный признак, так как он сцеплен с Y- хромосомой.

Задача №6 Ошибка режиссера.

Женщина, у которой черный отец не может быть белой по цвету кожи (АаВв – средний мулат), и тем более у нее не может родиться ребенок с черной кожей от белого мужчины.

Задача №7 Чья наследственность?

Нет, так как данный признак сцеплен с Х хромосомой, а ее сын получает только от матери, значит, мать является носителем дальтонизма в данной семье.

Задача №8 Плутовство.

Необходимо взять пробу клеток полости рта и проверить соответствие половых хромосом, Х и У хромосому хирургическим путем изменить нельзя.

Существует 2 причины потемнения зубной эмали: неправильный уход и признак потемнения зубов сцепленный с Х хромосомой. Если причина вторая, то компания иск в суде выигрывает.

Задача №10 .

Родители с 1 и 2 группой крови – могут иметь ребенка с 1 группой, а родители с 2 и 4 группой - соответственно с 2 группой крови.

Согласно второму закону Менделя, расщепление по генотипу происходит в соотношении.

1:2:1

9:3:3:1

Согласно второму закону Менделя, расщепление по фенотипу происходит в соотношении.

1:2:1

Согласно закону независимого наследования признаков, расщепление по фенотипу происходит в соотношении.

1:2:1

9:3:3:1

Определите генотипы родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с жёлтыми и 50% — с зелёными семенами (рецессивный признак).

АА х аа

Аа х Аа

Аа х аа

Анализирующее скрещивание используется для определения генотипа организма, имеющего фенотипическое проявление доминантного признака. Для этого скрещивают чисто рецессивную особь с исследуемой, генотип которой необходимо установить, так как по фенотипу нельзя установить генотип у особей с доминантными признаками. В данном случае генотипы родителей составляют — Аа х аа.

Реши задачу . У кукурузы гены зелёной окраски проростков (А) и матовых листьев (В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены жёлтой окраски проростков и блестящих листьев также сцеплены. При скрещивании растений, имеющих зелёные проростки и матовые листья, и растений, имеющих жёлтые проростки и блестящие листья, было получено 390 растений с зелёными проростками и матовыми листьями растений с жёлтыми проростками и 388 и блестящими листьями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.

генотипы родителей ♀АаВв, ♂аавв; генотипы потомков – АаВв: аавв

генотипы родителей ♀Аавв, ♂аавв; генотипы потомков – ААВв: аавв

генотипы родителей ♀ааВв, ♂аАвв; генотипы потомков – АаВВ: аавв

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

Т.к. по условию задачи гены находятся в одной хромосоме и сцеплены, а при скрещивании появилось потомство в соотношении 1: 1 (390: 388) с признаками, характерными для родительских форм, то один из родителей был дигетерозиготен, а другой — дигомозиготен по двум парам признаков. Гены сцеплены, следовательно, между ними процесс кроссинговера не происходит (поэтому у родительской формы с генотипом АаВв образуется два типа гамет, а не четыре).

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (зелёные проростки, матовые листья) – АаВв (гаметы АВ, ав),
  • ♂ (жёлтые проростки, блестящие листья) – аавв (гаметы ав);

2) генотипы потомков — АаВв: аавв.

3) фенотипы потомков:

  • зелёные проростки, матовые листья (390 растений),
  • жёлтые проростки, блестящие листья (388 растений).

Реши задачу . Известно, что при дигибридном анализирующем скрещивании у потомков происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1: 1: 1: 1. Объясните, почему же в опытах, которые проводил Т.Морган, при скрещивании самки дрозофилы, имеющей серое тело и нормальные крылья (дигетерозиготная), с самцом, у которого чёрное тело и зачаточные крылья (рецессивные признаки), произошло расщепление по фенотипу в следующем соотношении: 41,5% дрозофил с серым телом и нормальными крыльями, 41,5% мух имели чёрное тело и зачаточные крылья, 8,5% — с серым телом, зачаточными крыльями и 8,5% — с чёрным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм. Обоснуйте результаты скрещивания.

генотипы родителей ♀АаВв, ♂АаВв;

генотипы родителей ♀ААВв, ♂ааВВ;

генотипы родителей ♀АаВв, ♂аавв;

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

В скрещивании участвуют особи: гетерогенная по двум парам признаков (АаВв) и дигомозиготная (аавв). В процессе образования гамет в мейозе может происходить конъюгация и кроссинговер. В результате этого идёт перекомбинация генов и возникают новые сочетания. Но если гены расположены в одной хромосоме и очень близко (т.е. сцеплены), то вероятность кроссинговера снижается. Этим можно объяснить то, что нарушается закономерность, установленная Г.Менделем. эта закономерность была выявлена американским генетиком Т. Морганом и названа законом сцепленного наследования.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (серое тело, нормальные крылья) – АаВв,
  • ♂ (чёрное тело, зачаточные крылья) – аавв;

2) у самки образуются два типа некроссоверных гамет (АВ, ав), т.к. кроссинговер не происходит, и два типа кроссоверных гамет за счёт процесса кроссинговера (Ав, аВ); у самца образуется один тип гамет (ав);

3) случайное сочетание гамет друг с другом при оплодотворении формирует четыре вида фенотипов, но так как гены сцеплены, то исходные фенотипы образуются чаще (по 41,5%).

Реши задачу . У человека наследование серповидноклеточной анемии не сцеплено с полом (Ā — нормальный гемоглобин, а — серповидноклеточная анемия), а гипертрихоза (волосатые уши) — сцеплено с Y-хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины с серповидноклеточной анемией и гипертрихозом. Составьте схему решения задачи.

генотипы родителей: ♀ĀĀХХ, ♂ааХY g ; генотипы детей: ♀ĀаХY, ♂ĀаХY g .

генотипы родителей: ♀ĀĀХХ, ♂ааХYg; генотипы детей: ♀ĀаХХ, ♂ĀаХY g .

генотипы родителей: ♀ĀĀХY g ., ♂ааХY g ; генотипы детей: ♀АаХХ, ♂АаХY g .

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как женщина по обеим аллелям является дигомозиготной, то её генотип — ĀĀХХ. А так как мужчина страдает и серповидноклеточной анемией, и гипертрихозом, то его генотип — ааXY g . У женщины образуется один тип гамет (ĀХ), а у мужчины — два типа (аХ, аY g). При оплодотворении происходит случайное сочетание гамет, что приводит к образованию различных генотипов и фенотипов: ♀ (50%) — имеют часть эритроцитов серповидной формы и не страдают гипертрихозом (ĀаХХ), ♂ (50%) — страдают гипертрихозом, часть эритроцитов серповидной формы (ĀаХ Y g).

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (здорова) – ĀĀХХ (гаметы ĀХ),
  • ♂ (серповидноклеточная анемия и гипертрихоз) - аа ХY g (гаметы аХ, аY g)

2) генотипы и пол возможных потомков: ♀ часть эритроцитов серповидные, гипертрихоз отсутствует; ♂ часть эритроцитов серповидные и гипертрихоз;

3) генотипы детей: — ♀ — ĀаХХ, ♂ — ĀаХY g .

Реши задачу . У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови — над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.

♀ААВв, ♂ААвВ; генотипы потомков: ААвв, АаВВ, ААВв, АаВв

♀АаВВ, ♂ААВВ; генотипы потомков: АаВв, АаВВ, ААВв, ААВв

♀АаВв, ♂ААВВ; генотипы потомков: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

По условию задачи и женщина, и мужчина имеют фенотипическое проявление доминантных признаков, но отец женщины имел рецессивные признаки, поэтому генотипы родителей будут: у женщины (дигетерозиготная) — АаВв, а у мужчины (дигомозиготный) — ААВВ. У женщины образуется четыре типа гамет (АВ, Ав, аВ, ав), у её мужа — один тип (АВ). В этой семье могут родиться только дети с доминантными признаками, но с различными генотипами.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (длинные ресницы и широкие пушистые брови) – АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав),
  • ♂ (длинные ресницы и широкие пушистые брови) – ААВВ (гаметы АВ);

2) генотипы потомков: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв;

3) фенотипы потомков: 100% с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями.

Реши задачу . У фасоли жёлтая окраска бобов доминирует над зелёной окраской, а чёрная окраска семян — над белой. При скрещивании фасоли с жёлтыми бобами и чёрными семенами с растением, которое имеет жёлтые бобы и белые семена, получили 53 растения с жёлтыми бобами и чёрными семенами, 48 — с жёлтыми бобами и белыми семенами, 19 — с зелёными бобами и чёрными семенами и 15 — с зелёными бобами и белыми семенами. Определите генотипы родительских форм и потомков. Как можно объяснить появление четырёх фенотипических классов? Каков характер наследования этих признаков?

генотипы: ♀АаВв; ♂Аавв; потомков: (2 АаВв, ААВв), (2 Аавв, ААвв), (ааВв), (Аавв)

генотипы: ♀ааВв; ♂Аавв; потомков: (АаВв, ААВв), (2 Аавв, ААвв), (АаВв), (Аавв)

генотипы: ♀Аавв; ♂Аавв; потомков: (2 АаВв, ААВв), (Аавв, ААвв), (2 ааВв), (Аавв)

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как у гибридов наблюдается расщепление по окраске бобов в соотношении жёлтые бобы: зелёные бобы = 6: 2 = 3: 1, следовательно, родительские формы были гетерозиготными по этой паре признаков, а по окраске семян — чёрные семена: белые семена = 4: 4 = 1: 1 (как при анализирующем скрещивании), следовательно, по этой паре признаков один организм — гетерозиготен; их генотипы — АаВв, Аавв. Появление четырёх фенотипических классов объясняется тем, что гены, отвечающие за окраску бобов и семян, не сцеплены; наследование признаков независимое.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (жёлтые бобы, чёрные семена) – АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав),
  • ♂ (жёлтые бобы, белые семена) – Аавв (гаметы Ав, ав)

2) фенотипы и генотипы потомков: жёлтые бобы, чёрные семена (2 АаВв, ААВв), жёлтые бобы, белые семена (2 Аавв, ААвв), зелёные бобы, чёрные семена (ааВв), зелёные бобы, белые семена (Аавв);

3) появление четырёх фенотипических классов объясняется тем, что гены, отвечающие за окраску бобов и семян, не сцеплены; наследование признаков независимое.

Реши задачу . Дигетерозиготную чёрную длинношёрстную самку морской свинки скрестили с коричневым короткошёрстным самцом. Доминантные гены (чёрная и длинная шерсть) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства. Каков характер наследования этих признаков?

генотипы родителей ♀АаВВ, ♂Аавв и потомков – АаВВ, Аавв;

генотипы родителей ♀АаВв, ♂Аавв и потомков – АаВв, Аавв;

генотипы родителей ♀ АаВв, ♂Аавв и потомков – ааВв, аавв;

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Самка дигетерозиготная, у самца фенотипически проявляются рецессивные признаки, следовательно, их генотипы — ♀АаВв, ♂аавв. У самки образуются два типа гамет (АВ, ав), так как по условию задачи гены находятся в одной хромосоме и кроссинговер между ними не происходит. В результате скрещивания образуется два фенотипических класса потомков — чёрные длинношёрстные (АаВв) и коричневые короткошёрстные (аавв). Признаки окраски и длины шерсти наследуются сцеплено.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (чёрная длинношёрстная) – АаВв (гаметы АВ, ав),
  • ♂ (коричневый короткошёрстный) – Аавв (гаметы ав);

2) генотипы и фенотипы потомков: чёрные длинношёрстные — АаВв, коричневые короткошёрстные — Аавв;

3) признаки окраски и длины шерсти наследуются сцеплено.

Реши задачу . У кур чёрный цвет оперения (R) доминирует над красным, наличие гребня (S) над его отсутствием. Гены не сцеплены. Красного петуха с гребнем скрещивают с чёрной курицей без гребня. Всё потомство имеет гребень, половина с чёрным оперением, половина — с красным. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Какова вероятность появления во втором поколении чёрных с гребнем?

генотипы: ♀ - Rrss, ♂ - rrSS; гибридов I поколения – RRSS, rrSs

генотипы: ♀ - Rrss, ♂ - rrSS; гибридов I поколения – RrSS, rrSs

генотипы ♀ - Rrss, ♂ - rrsS; гибридов I поколения – RrSS, rRSs

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как в первом поколении произошло расщепление признака, то окраска оперения по фенотипу в соотношении 1: 1, можно сделать вывод, что петух по этому признаку гомозиготен, а курица — гетерозиготна. Всё потомство имеет гребень, следовательно, петух и курица по этому признаку гомозиготны и имеют генотипы — ♀Rrss, ♂rrSS. Во втором поколении вероятность появления птиц с чёрным оперением и гребнем составляет 3/8, или 37,5%.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ - Rrss (гаметы Rs, rs),
  • ♂ - rrSS (гаметы rS);

2) генотипы и фенотипы гибридов первого поколения — RrSS (чёрные с гребнем), rrSs (красные с гребнем);

3) вероятность появления во втором поколении чёрных птиц с гребнем — 3/8, или 37,5%.

Реши задачу . У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность владеть правой рукой — над способностью владеть левой рукой. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой правшой, а отец — кареглазым правшой, женился на голубоглазой левше. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.

генотипы родителей: ♀Аавв, АвВа; генотипы потомков – АаВв, ааВв

генотипы родителей: ♀Аавв, АаВВ; генотипы потомков – АаВв, ааВв

генотипы родителей: ♀Аавв, ааВВ; генотипы потомков – АаВв, ааВв

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой, имеет генотип АаВВ (гаметы АВ, аВ), а голубоглазый левша — аавв (гаметы ав). В этой семье могут родиться дети: кареглазые правши и голубоглазые правши.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (голубоглазая левша) – аавв (гаметы ав),
  • ♂ (кареглазый правша) – АаВВ (гаметы АВ, аВ)

2) генотипы потомков — 50% АаВв, 50% ааВв.

3) фенотипы потомков: голубоглазые правши и кареглазые правши.

Реши задачу . У дурмана пурпурная окраска цветков (А)доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (в). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 394 растения с пурпурными цветками и колючими коробочками и 402 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?

генотипы родителей: ♀АаВв, ♂ааВв; генотипы потомков: АаВв, Аавв

генотипы родителей: ♀Аавв, ♂ааВв; генотипы потомков: ааВв, Аавв

генотипы родителей: ♀Аавв, ♂ааВв; генотипы потомков: АаВв, Аавв

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как у потомков венчик имеет только пурпурную окраску, можно сделать вывод, что родительская форма с пурпурными цветками по этому признаку гомозиготна. А по форме семенных коробочек другая родительская форма гетерозиготна: у потомков происходит расщепление по этой аллели в соотношении приблизительно 1: 1.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀Аавв (пурпурные цветки и гладкие коробочки),
  • ♂ааВв (белые цветки и колючие коробочки);

2) генотипы потомков: АаВв (пурпурные цветки и колючие коробочки), Аавв (пурпурные цветки и гладкие коробочки);

3) характер наследования признаков — независимое наследование.

Реши задачу . У человека признак полные губы доминируют над признаком тонкие губы, а ямочки на щеках — над гладкими (без ямочек) щеками. Гены не сцеплены, наследуются как аутосомные признаки. Отец дигомозиготен, а мать — дигетерозиготна. Определите генотипы и фенотипы родителей, возможных детей. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Какова вероятность рождения ребёнка с признаками матери?

генотипы и фенотипы родителей ♀АаВв, ♂аавв; детей: ♂аавв

генотипы и фенотипы родителей ♀ааВв, ♂аавв; детей: ♂аавв

генотипы и фенотипы родителей ♀АаВв, ♂Аавв; детей: ♂Аавв

1. Условие задачи.

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Отец дигомозиготен, мать — дигетерозиготная (гены не сцеплены), их генотипы: ♂ — аавв (гаметы ав). ♀ — АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав). В этой семье могут появиться дети со следующими генотипами и фенотипами: АаВв (полные губы, ямочки на щеках), Аавв (полные губы, гладкие щёки), ааВв (тонкие губы, ямочки на щеках), аавв (тонкие губы, гладкие щёки). В данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (III закон Г.Менделя). вероятность рождения ребёнка с признаками матери (АаВв, полные губы, ямочки на щеках) составляет 25%, или ¼.

Наследование окраски у свиней демонстрирует доминантный эпистаз. При скрещивании черных и белых свиней из разных пород в F1 появляются белые потомки. Их скрещивание между собой приводит к появлению белых (12/16), черных (3/16) и красных (1/16) поросят. Все белые поросята имеют минимум один доминантный ген-подавитель. Черные поросята гомозиготны по рецессивному аллелю, не препятствующему формированию окраски, и несут доминантный аллель, детерминирующий образование черного пигмента. Красные поросята лишены доминантного гена-подавителя и доминантного гена, определяющего черную окраску.