Король: чем известен новый ректор БГУ? Белорусский государственный университет Факультеты и учебные институты

28 сентября Лукашенко назначил нового ректора БГУ. Им стал бывший ректор Гродненского государственного университета Андрей Король, при котором было уволено сразу несколько преподавателей, не согласных с «линией партии».

Андрей Король. Фото grodnonews.by

Ректором гродненского университета Андрей Король стал в марте 2013-го. На момент назначения ему было 40 лет, что позволило считаться одним из самых молодых ректоров в стране.

Свою карьеру Король начинал как учитель физики в школе, дальше перешел в частный вуз, а потом восемь лет работал в Гродненском медуниверситете. В Гродненский государственный университет он пришел в 2012-м как заведующий кафедры педагогического факультета, а уже в следующем году занял главное кресло в вузе.

Педагогическому коллективу нового ректора предоставлял министр образования Сергей Маскевич . На заседании также присутствовал на тот момент глава Гродненской области Семен Шапиро , который заявил, что скандальное увольнение преподавателя Андрея Чернякевича - его личная инициатива. Тогда же Шапиро заявил, регулярно читает сводки КГБ и знает всё. «В университете 16 человек призывают свергнуть власть, - сокрушался чиновник. - А еще ездят на велосипедах и хлопают в ладоши!» Речь шла о молчаливых акциях протеста.

Так что Андрей Король с первых дней на новой должности понимал, что такое академические свободы на белорусский лад.

Как преподаватель Король является сторонником диалога с учащимся. В его научных работах и интервью отмечается, что нужно учить студентов анализировать и принимать нестандартные решения. Как ректор - сторонник рейтинговой системы оценки работы преподавателей, при которой учитываются не только часы лекций, но также научные достижения сотрудников.

Накануне нового учебного года Андрей Король отмечал, что 50% финансирования ГрГУ идет из бюджета, 50% - собственные средства.

Судя по интервью, у нового ректора БГУ довольно прогрессивный взгляд на систему образования: «Учить ученика чему-либо - это путь в никуда. Мы должны учить ученика учиться - задавать вопросы, создавать свой продукт и сравнивать его с уже существующими достижениями».

Однако на практике критическое мышление некоторых преподавателей ГрГУ стоило им работы в вузе. И произошло это при руководстве Короля.

Профессор Вячеслав Швед возглавлял кафедру белорусской культуры и регионального туризма. Он один из авторов книги «Гродназнаўства». Почему хронология в книге заканчивается на 90-х годах, почему нет параграфа о современном этапе, почему там только бело-красно-белый флаг и герб Погоня и как белорусские преподаватели осмелились без разрешения руководства печататься за рубежом - вот основные претензии, которые Швед и его коллеги услышали от администрации вуза.

С назначением нового ректора профессор узнал, что с ним не будет продолжен контракт, решение подписал предшественник Короля Евгений Ровба , но покинул университет Вячеслав Швед уже при Андрее Короле. Ни общественный резонанс, ни обращения заслуженных людей не спасли ситуацию.

Инна Соркина 18 лет преподавала историю Беларуси в университете. В 2013 году она собирала подписи под обращением в Министерство образования о том, что преподавать историю и географию Беларуси нужно на белорусском языке, как это было до реформы. Кроме того, Соркина поддержала коллегу Андрея Чернякевича - еще одного из авторов учебника «Гродназнаўства», которого уволили из университета по приказу Шапиро.

В начале 2014 года Инна Соркина потеряла работу, формальная причина - неизбрание по конкурсу на должность доцента, хотя преподаватель настаивает, что по сравнению с другими кандидатами у нее показатели научной и педагогической деятельности были выше. Добиться справедливости у Соркиной не вышло, суд занял позицию университета.

Профессор Светлана Куль-Сельвестрова активно поддерживала гродненских историков, которые оказались в опале после публикации «Гродназнаўства». Она собрала подписи на имя ректора ГрГУ, преподаватели требовали прекратить давление на коллег. Публично заявляла несогласие с увольнением Соркиной, Шведа, Чернякевича. В результате, когда подошло время продолжения ее контракта, профессору отказали с мотивировкой «не соответствует занимаемой должности». В университете она работала с 80-х годов.

К историку Геннадию Семенчуку вопросы возникли тогда же, когда в кабинет к ректору начали вызывать авторов «Гродназнаўства». Администрацию также не устраивало, что некоторые гродненские преподаватели, среди которых был и Семенчук, имеют давние связи и опыт преподавания в иностранных вузах, пусть и в свободное от основное время работы.

В 2015-м у Геннадия Семенчука закончился контракт, который без объяснения причин не стали продлевать. В поддержку преподавателя выступали его студенты, но это на ситуацию не повлияло. Сам Семенчук говорил, что его увольнение является продолжением «Списка Шапиро».

И пусть сам Шапиро на тот момент уже не работал в Гродно, отголоски его решений еще несколько лет давали о себе знать. Часть преподавателей, также неугодных администрации, не стали дожидаться окончания контракта или увольнения, они сами написали заявление по собственному желанию.

Расправа с неугодными преподавателями - то, чем, безусловно, запомнился период нахождения Андрея Короля в должности ректора Гродненского государственного университета. Стоит ли теперь опасаться новой метлы сотрудникам БГУ?

Пичета Владимир Иванович, профессор на кафедре истории народного хозяйства Белорусии и истории белорусского права. Родился в 1879 году в Полтаве. Окончил в 1898 году Полтавскую гимназию. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1901 году с дипломом 1-й степени. С 1901 года по май 1902 года преподавал в средних учебных заведениях Москвы. С мая 1903 года по сентябрь 1904 года - в учительской семинарии местечка Корыстошева киевской губернии.

С сентября 1903 года по сентябрь 1905 года - в Екатеринославе: в Коммерчиском училище, Женской гимназии и в Мужской классической гимназии. И вот воспоминания одной из учениц Женской гимназии:"В школе все было интересно и ново, особенно интересными были уроки Пичеты.

Преподавать историю и литературу в школе в годы царизма было делом нелегким. За учителем зорко следили сверху и ничего не прощали снизу. Программа по всеобщей истории заканчивалась у ворот Французской революции, а ученики вошли уже в атмосферу русской.

Владимир Иванович был молод и неопытен. Он только что окончил университет. Но он был честен и любил свой предмет. Это помогало ему: уроки его были вдохновенны. Отбросив в сторону казенную программу и перешагнув через рамки школьной рутины, он читал нам свои лекции, всегда тщательно подготовленные и проникнутые материалистической философией и духом свободы.

Уроки эти запомнились мне так: небрежно откинувшись на спинку стула, слегка играя пенсне и прищурив близорукие глаза, Владимир Иванович спокойно читает свою лекцию, а увлеченные слушательницы жадно и торопливо записывают каждое слово.

В скромной, очень тесной квартире учителя находился рабочий кабинет Владимира Ивановича. Это была очень маленькая комната, в которой едва помещался небольшой стол, полки с книгами, ящик с бумагами и несколько стульев. Никаких украшений в ней не было. Не было в ней и мягкой мебели. В этой аскетической обстановке Владимир Иванович готовил лекции и писал свои первые книги.

С нами он был очень приветлив и охотно отвечал на наши вопросы. Особенно заинтересовал нас большой деревянный ящик, наполненный простыми серыми папками, в которых хранились копии исторических документов.

С 1905 года по 1922 год преподавал в следующих средних учебных заведениях: Александровское Коммерчиское училище, в Торговой школе биржевого общества, в Практической академии коммерческих наук, в женской учительской семинарии, в Екатерининском институте. Последний оставил в виде протеста с целой группой преподавателей. Преподавал в школе 2-й ступени, преобразованной из классической гимназии. С 1905 года состоял преподавателем на Высших женских курсах.

В 1910 году сдал магистерский экзамен, прочёл две пробные лекции и был утверждён приват-доцентом Московского университета. В феврале 1911года оставил университет в виде протеста против политики Кассо, вместе с группой других профессоров и преподавателей. В 1917 году стал преподавателем в Московском университете. после слияния Высших Женских курсов с университетом был профессором Московского университета.18 февраля 1918 года защитил диссертацию на степень магистра русской истории.19 марта 1918 года защитил диссертацию на степень доктора. В 1919 году был профессором Тамбовского и Смоленского университетов.

В 1921 году назначен ректором и профессором русской истории Белорусского государственного университета и стал сверхштатным профессором Московского университета. Пичета не только строил с нуля первый белорусский государственный университет, не только находил время для активной общественной деятельности, для преодоления многочисленных бюрократических барьеров, но и постоянно писал монографии и статьи о истории Беларуси. Рутина административных дел не только не мешала, а наоборот содействовала. Не может не вызывать уважения и тот факт, что он, известный профессор, лично подготавливал аудитории к проведению первых занятий в БГУ - носил стулья и столы, вешал объявления, представлял студенческой аудитории приглашенных и пока неизвестных преподавателей российских и украинских ВУЗов.

31 октября 1921 года прошла первая лекция по истории. Этот день стал днём развертывания реальной деятельности Белорусского государственного университета. Владимир Иванович как ученый по призванию ни один день не прерывал свою научную работу. Каждый год он печатал по 12-25 книг, брошюр, статей, докладов.

На протяжении всего времени работы в Белгосуниверситете Пичета по кусочкам собирал в одно целое всё многоцветие белорусской исторической "спадчыны", группировал вокруг себя молодых ученых, нацеливал именно на разработку белорусской тематики и их, и ученых именитых. Ректор в университете воспринимался не только как руководитель и организатор, но и как ученый, выдающийся педагог. Для него лекторская деятельность была не простым дополнением к должности ректора, а жизненной необходимостью, сущностью его мировоззрения. Работа в аудиториях была очень тяжелой, потому что приходилось читать лекции студентам почти всех университетских специальностей. Он, профессор, к роме этого, вел практические занятия со студентами 1,3,4-курсов по истории польской культуры и истории Беларуси. Он до 1922 года оставался в штате Центрархива в качестве главного инспектора. Его разработки и осмысление путей развития университетского исторического образования позволили Владимиру Ивановичу в 1939 году создать в МГУ первую в СССР кафедру истории северных и западных славян. Первой работой по истории Беларуси была статья "Литовско-польские унии и отношение к ним литовско-русской шляхты".44 года продолжался творческий путь ученого и почти четверть всех научных работ была написана им во время работы в Белгосуниверситете. Им двигала необходимость сохранения белорусской интеллигенции для решения задач становления и развития новой Беларуси. Этим фактически жил ученый в1918-1929 года. Такая уверенность позволила ему в первые послереволюционные часы довольно быстро набрать штат выдающихся ученых для ведения учебного и научного процесса в Белгосунивеситете. Пичета верил в БГУ, и в этой связи характерны слова С.М.Мялких:"Светлый взгляд Владимира Ивановича на будущее БГУ быстро убедил меня, что надо ехать именно в Минск..."

Проявлением демократизма было присутствие в составе правления студентов, но они не принимали реального участия в принятии решений. Ещё одним проявлением демократизма была проведение публичных собраний. Только за первый учебный год прошло 57 таких собраний. Университет с самого начала своего существования ставил цель стать"центральным культурным очагом не только современной Белоруссии, но и соседних губерний, к ней примыкающих, Витебской, Гомельской, Смоленской, чтоб через свою деятельность объединить смежные губернии в единой державе".

Кроме этого существовал Совет БГУ, члены которого избирались на всеобщем собрании. На факультетах тоже избирались советы, которые решали важнейшие вопросы факультетского уровня. В соответствии с новым Положением о ВУЗах от Совета БГУ 17 января 1922 года было избрано новое правление: В.И.Пичета (ректор), Ивановский, Каценбоген, Корсак, Баркусевич. А первое руководство факультетов состояло исключительно из профессоров.

Но через год существования университета, после второго набора студентов, резко ухудшились условия ведения учебного процесса. Здания уже не могли вместить ни студентов, ни преподавателей, ни администрацию. Иногда приходилось отменять занятия. Университет с первых дней перешел на финансовое самообеспечение через платную форму обучения. Студенты оплачивали свою учебу даже натурой (поставляли дрова).

В 1923 году правление Белгосуниверситета заключило договор с городскими властями, по которому университету передавались все больницы, точнее управление их лечебной части, на основе которой будет вестись обучение медиков.

В 1924/25 учебном году появился постоянный бюджет. Деньги были нужны для обеспечения учебного процесса, в котором главную роль играли книги,учебники, пособия. Библиотека БГУ фактически начала свою работу в декабре 1921 года. Тогда рассчитывали на деньги ЦИК ССРБ. Не зря в 1925 году В.И.Пичета отметил:"в тяжёлые минуты университетской жизни мы шли к А.Г. Червякову и находили у него помощь и поддержку".

В 1925 году подготовлен первый выпуск специалистов. Первый дипломированный специалист новой Беларуси - В.М. Каракулька.

Ректор имел отношение ко всему, чем жил университет. То он "выбивает" в Главпрофбюро беларускоязычную семилетку для проведения студентами педфака практики, то доказывает необходимость выделить 30.тысяч рублей на строительство интерната для профессоров. Именно благодаря В.И.Пичете в 1927/28 учебном году было принято решение о строительстве университетского городка.

Владимира Ивановича интересовали проблема марксизма уже потому, что они заполонили общество. Но больше внимания он уделял деятельности краеведческого товарищества: сам выезжал в Полоцк с университетской экспедицией, т.к. считал, что материальные источники являются действенным средством исторического исследования. Подчеркивал профессионализм и популяризировал белорусскую историю, и занимался этим практически везде: на заседаниях государственных органов, на лекциях, в зарубежных командировках (в Германию, Польшу, Норвегию, Литву и другие).

Известно, что в московский период своей жизни, В.И. Пичета регулярно проводил научные диспуты со своими молодыми коллегами, учениками. Но традиция таких научных диспутов была заложена период становления БГУ. На одном из белорусских диспутов Пичета выразил такую мысль:"белорусские историки должны направить свои силы на создание истории белорусского народа, отказавшись от взглядов на историю Беларуси как на часть истории Москвы".

Владимир Иванович расширял границы белорусской науки, присоединял её к европейским успехам. Его научные командировки этого времени - пример высокородного служения белорусской науке и образованию.

В 1923 году был в Германии и Литве.

В 1925 году - Харьков, Чехия.

Лето1928 - Пичета участвовал в Берлинской неделе историков с докладом "Аграрная реформа во второй половине 16 и начала17 века в восточных областях Литвы"

Из поездки в Чехию историк вынес то, что как можно скорее надо написать книги по истории и культуре Беларуси с переводом на европейские языки. Пичета уже в 1921 году считал необходимым выделить в историческом образовании нового белорусского университета специальный славянский блок дисциплин. С 1926 года преподаётся отдельный курс истории западных славян.

Научная деятельность В.И. Пичеты выразилась в публикации научных работ:

  • 1. Литва и Белоруссия - 38 работ
  • 2. Украина - 12
  • 3. История Южного славянства - 6
  • 4. Общие работы по Русской истории - 15
  • 5. Смутное время - 4
  • 6. Московское государство -17
  • 7.18 век - 25
  • 8. Архивоведение - 5
  • 9. Педагогика - 3
  • 10. Литература 1

При таком-то списке заслуг - полжизни унижений. В 1930 году он проходил по "академическому делу". Двух случайных московских визитов к академикам Платонову и Любавскому, которых затем обвинят в "монархическом заговоре", оказалось достаточно, чтобы все изменилось однажды и навсегда. В сентябре 1930 года его арестовали. Месяц допросов и год в одиночке. Он подписал все... Потом - ссылка в Вятку.

Есть легенда, что из ссылки его "достали" по личному приказу Сталина, на приеме у которого чешский дипломат поинтересовался судьбой знаменитого ученого Пичеты. В течение одной ночи Пичету отыскали. Привезли в Москву, отмыли, накормили досыта. Переодели в приличный костюм, даже отыскали пенсне "с чужого носа", которое в лучшие времена всегда было "визиткой" ученого. И явили пред очи иностранного дипломата, порекомендовав рассказать о длительной научной командировке...

Достоверность этой истории не подтверждена. Потому многие ученые, исследовавшие архивы, считают ее чистой воды легендой. Истинная причина возвращения ослабевшего Пичеты из ссылки остается тайной. И потому легенду эту вновь и вновь пересказывают. Пересказывают потому, что хочется верить в чудо. Верить в то, что вмешался рок, судьба - какая угодно высшая инстанция. Да и возвращение - почти в последний момент: здоровье ученого с мировым именем, который в Вятке работал скромным нормировщиком в общепите, сдавало. На фоне истощения организма незначительный перелом руки обернулся сепсисом - общим заражением крови. Пичету перевели в Воронеж, где даже разрешили преподавать в пединституте. Но в письмах профессор писал, что жизнь его была все такой же несносной: "...суровая действительность подкашивает мои силы: как я могу читать лекции студенчеству и продуктивно работать, когда мое имя появляется в списке лишенных избирательных прав, а Жилсоюз предъявляет требования выбросить меня на улицу, как "лишенца"?

Многолетняя томившая обида, что его - "преданного новому строю" человека объявили "контрреволюционером, да еще монархистом!" - во всех письмах из тюрьмы и ссылки. Он просил о помощи бывших коллег-ученых, оправдывался: после мирных переговоров в Риге в 1921-м, где был экспертом делегации Советской России, "многие историки от меня на улице отворачивались и вообще отнеслись ко мне отрицательно за мою склонность к марксизму и преданность Советской власти. Они ненавидели меня за работу в БССР". Тюремный год - год отчаяния. "Я даже вешался, - пишет он в письме к академику Покровскому, - но веревка оборвалась...

В 1935 году ссылка закончена. Правда, в Минск вернуться не разрешают: Пичета работает в Москве. Но нить не рвется: трудов по истории Беларуси в рабочих папках профессора по-прежнему много. Докладная записка "К вопросу о южной границе БССР" (по обоснованию разъединения западноукраинских и западнобелорусских присоединенных земель) вместе с сопроводительным письмом первого секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко легла на стол Георгия Маленкова - секретаря ЦК ВКП(б). В Минске у Владимира Ивановича - аспиранты, консультации. В 1939-м избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1940-м постановлением Совнаркома БССР его восстанавливают в звании академика АН БССР. Жизнь, казалось, налаживается. Казалось... Пономаренко регулярно получал от Лаврентия Цанавы компромат на Владимира Пичету.

Работать пришлось уже совсем в других условиях. В 1942 году, в эвакуации в Ташкенте, Владимир Иванович пишет секретарю ЦК КП(б)Б по пропаганде Т.Горбунову, что согласен "на любую работу по истории Беларуси досоветского периода". Но вскоре он обещает вовсе уйти из академии: руководителем темы "История Беларуси 1861 - 1914 годов" вместо него назначен вице-президент АН БССР Якуб Колас. Профессор Пичета заявляет: "...здесь надо производить исследования, а специалистов по истории Беларуси вообще нет... Принимаю во внимание все политические значения, но в научном отношении... считаю других лиц мало компетентными... и не нуждаюсь в чьей бы то ни было редакции". Впрочем, после этого выпада он все же продолжал работать. Так и не поняв, что профессор с таким прошлым и таким норовом НЕ МОЖЕТ писать историю страны. Тем более что шла война.

В начале 1944-го на его работу "Героическое прошлое белорусского народа" Горбунов дает очень резкую рецензию. А уже через год одноименная брошюра издается под именем самого Горбунова, без ссылок на профессора Пичету. В октябре 1946 года на заседании Бюро первый секретарь ЦК Пономаренко, разгромив в пух и прах авторский коллектив только что вышедшего выпуска "Истории БССР", заявляет: "Мы не можем пройти мимо прошлых трудов Пичеты по истории Беларуси, ввиду абсолютной неприемлемости и враждебности концепций, составляющих основу этих трудов". Пономаренко обвиняет и других ученых в том, что они находятся под влиянием "ошибок Пичеты". Самая серьезная из которых: "Пичета пытается опровергнуть важнейший исторический факт, заключающийся в том, что Белоруссия получила впервые государственную самостоятельность в Великую Октябрьскую социалистическую революцию". Но настоящее возмущение у первого секретаря ЦК вызывает то, что Пичета определяет "гуманистические среды", центры просвещения на белорусской земле: Виленскую иезуитскую академию, двор князя Юрия Слуцкого, радзивилловский Несвиж, двор гетмана Григория Ходкевича и т.д. "Что может быть отвратительнее концепции, которая выдвигает душителей белорусского народа, феодальных польских и литовских магнатов... выдающимися представителями белорусского национально-культурного возрождения!" Первый выпуск "Истории БССР" выходит в 1946 году. Фамилии Пичеты нет в списке авторов. Но он незримо присутствует. Грядет событие, абсолютно характерное для нравов тех лет - работавшего над книгой Горбунова обвиняют в популяризации взглядов Пичеты и даже говорят о плагиате. Во время многочасовых дебатов Горбунову пеняют не столько на плагиат (которого, впрочем, и не было), сколько на лояльность к опальному профессору.

А уже 20 ноября 1946 года "Советская Белоруссия" опубликовала статью "Обсуждение первого выпуска "Истории БССР", в которой акценты стояли твердо: во всем виноват Пичета, его ошибки "дают себя знать и в работах других историков". Также в статье говорится, что тов. Горбунов признал допущенные ошибки и "после переработки первый выпуск "Истории БССР" сможет удовлетворить запросы читателей"...

Любая работа над историческими трудами в БССР была для Пичеты заказана. Припомнили ему все. Даже то, что он не то чех, не то серб - словом, личность туманного происхождения. С тех пор ученый работал только в Москве. Белорусской темы больше не касался. В январе 1947 года, когда Владимир Пичета работал замдиректора Института славяноведения АН СССР, бюро отделения истории Академии наук СССР отметило, что по истории Литвы и Белоруссии академик Пичета - наивысший авторитет. Но это уже мало что меняло - оторванный от Беларуси, академик вскоре умирает...

"Его трудами прежде всего будет руководствоваться в своей работе и его будущий биограф. Но было во Владимире Ивановиче и нечто другое, важное, чего порою не вычитаешь из его книг. Было у него огромное личное обаяние, научная толерантность, врождённый педагогический такт и чувство товарищества".В.Д. Королюк

Список литературы

ректор пичета профессор биографический

  • 1. Королюк В.Д. Владимир Иванович Пичета// Вопросы истории.1970 №8.С.76
  • 2. Кожушков А.И., Яновский О.А. Белорусский университет. Хроника событий(1919-1989)Мн.,1990
  • 3. Белорусский Государственный Университет за 1921-22акад.год.Мн.,1992
  • 4. Правда Москва1958
  • 5. Звезда1924 6 февраля,1923 9 января,8 февраля
  • 6. Труды БГУ.1922.№1.с211
  • 7. БГУ ГИУСТ
  • 8. Министерство образования Республики Беларусь

Сразу у нескольких белорусских вузов новые ректоры. «Не надо в студентах душить вольнодумство», — такое напутствие им дал Александр Лукашенко . TUT.BY поискал интересные факты о людях, которые возглавят вузы.

В БГУ будет «наводить порядок» бывший ректор Гродненского университета

Андрей Король. Фото с сайта: grsu.by

Андрей Король , который возглавит главный вуз страны, с 2013 года был ректором Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Это первый ректор БГУ в истории независимой Беларуси, который не оканчивал главный вуз страны.

Александр Лукашенко назначил его с конкретной установкой:

— В БГУ — я абсолютно согласен и с правительством, и с Администрацией президента — надо навести порядок. Я очень надеюсь, что у вас там получится, — обратился к Андрею Королю Александр Лукашенко.

Президент отметил, что БГУ надо «подымать на ступень выше, чем есть на самом деле».

Кроме того, Лукашенко подчеркнул, что Андрей Король фактически является его доверенным лицом.

Известно, что Андрей Дмитриевич — выпускник гродненского вуза, который он впоследствии возглавил. После выпуска с инженерного факультета ГрГУ он несколько лет работал учителем в гродненской школе, потом преподавал в местном филиале Института современных знаний и в Гродненском государственном медицинском университете, позже перешел на работу в родной вуз.

Андрей Король. Фото: Facebook

Новый ректор БГУ — доктор педагогических наук. Андрей Король — специалист по методу эвристического обучения. По этой теме он сначала защищал кандидатскую, а потом докторскую диссертации.


Денис Дук на интервью. Фото из соцсетей канала «Культура» Беларускага радыё

Сейчас Денис Владимирович уже приступил к новой работе в Могилеве.

— Полоцк — это ваша жизнь, работа, любимое дело. Теперь вы уезжаете в Могилев. Как теперь Полоцк без вас?

— С Полоцком все будет замечательно, — отвечает Денис Дук в разговоре с TUT.BY. — Первый момент: научная работа будет продолжаться, потому что тематика определена, задана и независимо от того, где бы я ни находился, Полоцк остается Полоцком. Второй момент: я счастливый человек, потому что подготовил достойных учеников. Сегодня в Полоцке пять археологов, которые действуют, копают. Они имеют право, получили дозвол от Академии наук, лицензию, вести самостоятельные археологические исследования. Когда-то я был один там, а теперь у нас целая команда, поэтому было на кого оставить. Дорога молодым! Но я не отказываюсь курировать это направление и помогать им в дальнейшем творческом росте.

Денис Дук отмечает, что в Могилевском университете будет развивать все направления, а не только историческое.

— Как привлечь молодых людей сегодня в историческую науку, когда модно быть программистом?

— За модой гнаться, мне кажется, не совсем правильно, потому что можно иметь модную профессию, но не быть востребованным специалистом и в конце концов быть безработным. А профессия педагога, профессия, связанная с обучением, воспитанием людей, молодежи — это вечные профессии, они всегда будут востребованы.

— В мировом рейтинге университетов Могилевский государственный университет Кулешова стоит ниже, чем Полоцкий (Могилев на 25-м месте среди белорусских вузов, против 17-го у Полоцка. — Прим. TUT.BY)…

— Рейтинг — понятие очень относительное, по разным критериям надо смотреть, чтобы оценить вуз. Но, конечно, в интересах каждого руководителя сделать так, чтобы быть в этих рейтингах повыше. Будем делать, — не теряет оптимизма новый ректор МГУ имени Кулешова.

В БНТУ и Могилевский институт продовольствия пришли ректоры — специалисты тех же вузов

Новый ректор БНТУ Сергей Харитончик — бывший проректор этого же вуза. Он доктор технических наук, доцент. Ректором до него был академик НАН Беларуси, доктор технических наук Борис Хрусталев.


Сергей Харитончик. Фото: bntu.by

Назначая его на должность, президент подчеркнул, что это один из важнейших университетов страны:

— Без него никакие инженеры в стране невозможны. И надо сказать, что инженеры, которые обучались у вас, славу нашему государству принесли.

Работая проректором, Сергей Харитончик отвечал за учебную работу и информационные технологии. В прошлом году он рассказывал TUT.BY про по распределению выпускников, который запустил вуз.

В мировом рейтинге университетов Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities) БНТУ на этот момент на 2 месте среди белорусских вузов (3060 в мире).

Максим Киркор. Фото: mgup.by

Могилевским государственным университетом продовольствия теперь будет управлять Максим Киркор . До нового назначения он заведовал кафедрой прикладной механики и инженерной графики этого же учреждения образования.

Максим Киркор — доцент, кандидат технических наук. В 2000 году он окончил университет продовольствия по специальности «машины и аппараты пищевых производств».

На своем посту Максим Александрович сменил 68-летнего Вячеслава Шаршунова, члена-корреспондента НАН Беларуси, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Беларуси. Шаршунов руководил университетом 14 лет.

В рейтинге университетов Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities) Могилевский государственный университет продовольствия среди белорусских вузов занимает 46 место (16 373 в мире).

Александр Лукашенко назначил Андрея Короля ректором БГУ. До сих пор эту должность занимал Сергей Абламейко, о котором говорили, что он сильный ученый, который поднял университет в мировых рейтингах. А что ожидать от Короля, который переедет в Минск из ректорского кресла Гродненского университета? Известно, что Короля в свое время продвинул возглавлявший Гродненскую область Семен Шапиро. Известно, что Король защищал диссертации по педагогике в России. А также то, что Король вычистил там всех оппозиционно настроенных преподавателей.

Родился Король в Гродно в 1972 году, его академический путь весьма запутан: по образованию он инженер, но кандидатскую и докторскую защищал в Москве по «эвристической педагогике», после чего работал в медицинском университете на кафедре медицинской и биологической физики.

В 2012 году возглавил кафедру педагогики ГрГУ, а еще через год, будучи довольно молодым, стал ректором этого университета.

Король женат на дальней родственнице (внучке сестры) Машерова, медике Татьяне Пранько, которая руководит кафедрой в Гродненском медицинском университете.

Известно, что Король - религиозный человек, его прадед был священником. Новый ректор БГУ увлекается восточной философией, читает китайских и японских авторов.

На последних президентских выборах Король являлся доверенным лицом Александра Лукашенко по Гродненской области.

Он значительно выдвинулся, когда Гродненской областью руководил Семен Шапиро, тесно контактировал и сохранил дружбу с Андреем Худыком, бывшим мэром Гродно (впоследствии тот стал заместителем управляющего делами президента, а ныне является министром природных ресурсов).

А чем Король запомнился в Гродно? Прежде всего, увольнением независимо настроенных преподавателей.


Немало доцентов и профессоров потеряли работу после прихода Короля. Его коллеги недобро о нем отзываются.

«Для меня Король - личность серая и московская. Он был назначен ректором ГрГУ, когда Шапиро и Худык развернули войну против интеллигенции. С приходом Короля ушли: Швед, Сильверстова, Соркина, меня тоже уволили, Игорь Кузьминич, Алла Петрушкевич с филфака, Сергей Сноп… При нем же началось уничтожение истфака, на который сегодня набирают менее 30 человек, и который является частью искусственно созданного факультета истории, коммуникации и туризма, там сейчас история Беларуси преподается по-русски. Там остались работать пенсионеры, прогрессивных элементов зачмырили и вычистили! Король - питомец московской академической школы, и мне жаль БГУ, поскольку в Короле ничего белорусского нет. Нигде и никогда он публично не выступил по-белорусски. При нем в ГрГУ приезжал Нарышкин (тогда - спикер Госдумы России), а историки-пенсионеры стали просить создать при ГрГУ филиал «Русского исторического общества». Представляете? Что же еще сказать об этом человеке?» - резко заявил кандидат исторических наук, доцент Геннадий Семенчук.


Другой историк - Игорь Марзалюк, придерживается других позиций и в адрес Короля может сказать только добрые слова.

«Это прекрасный, достойный профессионал, - говорит Игорь Марзалюк о Короле. - Я лично счастлив, что этот человек будет ректором БГУ. Если бы каждый ректор так радел так за свой коллектив, как Король в Гродно, то преподаватели не говорили бы, что их унижают. Гродненский университет по количеству защищенных диссертаций, по качеству, и по финансированию тех, кто умеет и любит работать, один из самых лучших. И я считаю, что это один из самых правильных выборов сегодня. А что говорят, что он белорусский язык ликвидировал в ГрГУ - ложь! Со мной Король разговаривает по-белорусски».

«Ректор - это всегда сочетание ученого и администратора. И то, и другое у Короля получается отлично. Я удовлетворен решениями главы государства и в отношении других ректоров - для этих людей Беларусь не просто место проживания, а Родина. И я здесь не выступаю его адвокатом, так я ему ничем не обязан, и он мне. Просто я с ним сталкивался и у меня такое мнение сложилось. Что он изменит? А вы спросите у гродненских преподавателей, которые не сбежали работать на польские поля, а остались: что изменилось, когда пришел Король? Я приятно был удивлен той системой материального стимулирования специалистов, которая есть в Гродно. Многим столичным ректорам надо бы поучиться как бережно и лояльно относиться к высоким профессионалам. И не надо лепить из Короля белорусофоба. Посмотрите, кто у него проректоры. Вы назовете их белорусофобами? Надо быть больным на голову, чтобы считать, что в Гродно что-то было плохо сделано. Это обиды тех, кого по разным причинам уволили. Он боролся против полонизации, а не против белорускости, вот что я скажу», - резюмировал Игорь Марзалюк.


Еще одна бывшая преподавательница ГрГУ, кандидат исторических наук и доцент Инна Соркина приводит примеры, как при Короле стремительно проводилась русификация университета.

«Если кто-то его описывает как пророссийского человека, то это так - эту его черту я могу подтвердить. Это было ощутимо по политике, которая началась с его приходом. Помню даже такие мелкие моменты, как расписание для студентов: с белорусского языка перевели на русский, таблички на кабинетах пытались заменить на русскоязычные, - вспоминает Соркина. - Приказ об окончании университета и вручении дипломов стали издавать на русском языке, ранее всегда на выпускных белорусский язык звучал. На преподавателей, которые преподавали по-белорусски, началось давление, чтобы переходили на русский, якобы по причине наличия туркменских студентов. На одном торжественном мероприятии моей молодой знакомой преподавательнице, которая собиралась выступить по-белорусски, сказали, что ректору это может не понравиться: лучше бы вы, мол, по-русски речь свою произнесли. Это дополняет его характеристику. Об белорусофобии конкретно не скажешь, но неприятие белорусского языка - это было».

Артем Гарбацевич

Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 сентября новым ректором Белгосуниверситета 44-летнего Андрея Короля, который последние несколько лет возглавлял ГрГУ.

Биография Короля

Андрей Дмитриевич Король родился в 1972 году в Гродно. Учебу продолжил в городском университете на инженерном факультете, а после окончания вуза в 1995-м пошел преподавать в гродненской школе №5.

С 1999-го Король начал преподавать в областном филиале частного вуза — Института современных знаний, а через год стал доцентом кафедры медицинской и биологической физики гродненского медуниверситета.

Кандидатская диссертация Короля была защищена по теме "Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся", защищал он ее в Москве. Докторскую Король защищал также в России по теме "Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога". Диплом позже был нострифицирован ВАКом Беларуси.

С 2012 года Король возглавил кафедру педагогики ГрГУ, а через год стал ректором этого вуза. Возглавил главный университет страны Андрей Король 28 сентября 2017-го.

Как Король изменил университет

Хотя сам Король в разных интервью говорил, что является противником резких изменений в системе образования из-за ее "консервативности", в ГрГУ он успел за четыре года поменять многое.

Так, Король провел оптимизацию вуза — стало на семь кафедр меньше. Тогда же появился и новый подход к работе с профессорско-преподавательским составом: ввел табеля учета рабочего времени, чего раньше в вузе не было.

При Короле был принят также и кодекс о корпоративной этике в университете. Работал он активно и по увеличению присутствия вуза в интернете и социальных сетях.

На посту ректора БГУ Король сменил академика, известного в Европе математика и специалиста по космическим и информационным системам Сергея Абламейко. Где ученый продолжит свою деятельность, пока не известно.