Современные инновационные технологии физической культуры. Инновационные технологии на уроках физкультуры. Три открытия и закрытия

Инновационные технологии на уроках физической культуры

Тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре очень актуальна на сегодняшний момент. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся.

И чтобы этого добиться я применяю следующие инновационные технологии на уроках физической культуры:

  1. Здоровьесберегающие технологии

Важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся - один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме.

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха.

5. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания. Уроки на свежем воздухе включают бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол.

6. Воспитательная направленность занятия . Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью. Мой девиз: « Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые в физическом воспитании».

На уроках мною предусматривается:

Строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья;

Строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;

Проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;

Контроль за сменной спортивной формы;

Применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз, применение дыхательных упражнений.

2. Личностно – ориентированная технология

В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися.

Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно- ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания.

  1. Информационно-коммуникативные технологии

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Это помогает мне в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Так, например, применение ИКТ с использованием межпредметных связей в процессе преподавания физической культуры помогает мне подготовить интересные уроки, а учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал. На уроке теории в 6 классе по теме: «История Олимпийских игр» прослеживается связь с рядом предметов. Цель данного урока – создать общее представление об Олимпийских играх, способствовать эстетическому отношению к искусству, воспитывать чувство патриотизма. Так как урок спланирован с применением ИКТ, учащиеся могут увидеть всё, о чём я рассказываю. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. Рассказывая об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, прошу ребят вспомнить историю Древнего мира.

Также обучающиеся уже достаточно подготовлены к созданию презентаций и периодически в домашнее задание входит выполнение презентаций на различные и интересные темы.

  1. Технология дифференцированного физкультурного образования

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Сущность ТДФО заключается в обучение целостным методом с последующей дифференциацией (выделение детали техники и разделение их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения.

Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях.

Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения. В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.

При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.

Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они выполняют упражнения рекомендованные врачом.

Всесторонне изучение школьника, сопоставление различных данных позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Результативность инновационных технологий

В результате использования вышеописанных технологий в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

Раскрыть всесторонние способности учащихся;

Повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

Научить учащихся быть более уверенными в себе;

Научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

Повысить качество знаний учащихся;

Учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре.

Здоровьесберегающие технологии, л ичностно – ориентированная технология, и нформационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования – всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры.


Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Цели статьи:

  • Познакомить учителей физической культуры с инновационными методами оздоровления детей с помощью йоги, используемых в практической деятельности.
  • Стремиться развить у коллег коммуникативные навыки и умения, побудить и взять на вооружение предложенный опыт.
  • Показать, что урок физкультуры XXI века видоизменился, с помощью йоги стал интересным и является наиболее удачной формой комплексного занятия для школьников, позволяющей развить физические качества и улучшить работу организма каждого и который способен повысить мотивацию к урокам.

Моя статья актуальна тем, что с каждым годом йога все глубже проникает в нашу повседневную жизнь, каждый телеканал рассказывает о пользе йоги для укрепления здоровья. Йогу включают в программы во многих фитнесс центрах, а врачи рекомендуют заниматься йогой всем и каждому, без ограничений по возрасту и уровню физической подготовки. Обычный урок физкультуры в школе не отражает современных модных тенденций, он кажется детям неинтересным – отсюда и низкая мотивация к занятиям. Один из выходов из данного положения является применение нетрадиционных видов занятий по физической культуре в школе. Это йога.

Детская йога предлагает комплекс занятий, основанных на хатха-йоге, создающей все условия для грамотного и гармоничного роста. Особенно полезны занятия йогой для учеников начальных, средних классов, так как именно в этом возрасте начинают закладываться основы здоровья человека. Благодаря йоге удается развить хорошую осанку, гибкость, координацию движений, в будущем избежать таких заболеваний, как сколиоз, остеохондроз. Занятия йогой способны повысить уровень сопротивляемости организма к заболеваниям, укрепляют организм.

Немаловажно и то, что йога – отличное средство для эффективного расслабления. Занятия дают выход природной детской активности, особенно полезными они станут для чрезмерно активных и проблемных детей, которые невнимательны и не умеют сосредоточиться. Специалистами доказано, что те дети, которые занимаются регулярно йогой, становятся более дисциплинированными, меньше устают, намного лучше учатся. В подростковом же возрасте йога помогает преодолевать неуверенность в себе, обрести душевное и физическое равновесие.

Занятия сделают ребенка не только здоровым и физически развитым, но и будут способствовать концентрации, спокойствию, успешному противостоянию ежедневным стрессам, нагрузкам в школе и вне ее.

Йога создана для детей, которые еще хранят в памяти тайны внутреннего мира, а также для всех, жаждущих вновь его открыть.
М.Смитуяйт

Йога – древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. и признанное практически всеми последователями йоги.

Йога – это соединение, гармония трех начал человека – физического, психического и духовного.

Одной из составных частей йоги является Хатха – йога. Элементы этой древнейшей, полезной для каждого человека системы индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, а теперь и в урок физической культуры.

Один из лучших способов помочь детям достичь эмоциональной гармонии, чтобы тело, разум и дух развивались в единстве, – это обучить их йоге.

Регулярная практика йоги поможет детям улучшить:

  • силу, выносливость, координацию движений, равновесие;
  • осанку, кровообращение, работу внутренних органов;
  • поведение;
  • школьную успеваемость.

С регулярной практикой йоги …

  • отношения детей с родителями, учителями и друзьями станут более мягкими и теплыми.
  • гиперактивные и проблемные дети будут вести себя более сдержанно.
  • скованные и застенчивые дети обретут уверенность в себе и перестанут уклоняться от общения со сверстниками.
  • дети будут лучше усваивать информацию в школе.

Для учащихся от 7–13 лет используют тематические уроки, истории и разнообразные игры. Детей 14–17 лет привлекают усложненные позы, нередко изобретают собственные комбинации. Они способны дольше находиться в состоянии концентрации.

Игры, истории, изобразительное искусство и музыка – именно это делают уроки йоги занимательными и интерактивными. Игры без элемента состязательности увлекательны и учат ребятишек сотрудничеству и взаимопомощи. Они дают детям возможность “выпустить пар”, успокоиться и подготовиться к уроку йоги. Урок йоги представляет собой чередование подвижных и спокойных моментов.

Планирование урока:

  • всегда начинать с разминки;
  • от простых поз постепенно переходить к сложным, при выборе поз учитывать физические способности учеников;
  • выбирайте энергичные позы, если дети вялые и им нужно взбодриться, и расслабляющие позы, когда вы хотите их успокоить;
  • используйте комбинации из поз различных групп (например, позы;
  • с наклоном вперед, а затем позы с наклоном назад и т. д.);
  • постоянно предлагайте новые позы, чтобы никто не заскучал;
  • дыхательные упражнения;
  • заканчивайте каждый урок релаксацией.

Прежде чем приступить к разучиванию поз (асан), необходимо сделать несколько упражнений в качестве разминки, чтобы подготовить связки и сделать более, подвижными суставы и позвоночник. Разминку можно пополнять и разнообразить любыми динамическими упражнениями. После разминки посидите в удобной позе, простое скрещивание ног (сукхасана), успокойте дыхание и только после этого приступайте к выполнению поз. До наших дней дошло множество легенд, в которых называется количество существующих асан. По одним – их 84 тысячи, по другим – 30 миллионов.

Итак, начинаем разучивать асаны. Асана – поза, определенное положение тела, которое развивает физические качества, улучшает работу организма. Хатха-йога гласит: “Освободи мускул, сила – в покое”. Выполнение асан можно разделить на несколько этапов:

  • Отдых перед вхождением в позу.
Не начинать выполнять упражнения, если напряжены мышцы и учащено дыхание. Для этого нужно сделать 2–3 спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Можно снять напряжение мышц, сидя или лежа в удобной позе.
  • Мысленная настройка на выполнение позы.
  • Посмотреть на выполнение позы. Представить себя в этом положении.
  • Вхождение в позу.
  • Последовательно выполнить позу. Одно движение за другим делать плавно и спокойно. Не допускать чрезмерных усилий и резких движений, этим можно навредить себе.
  • Фиксация позы.
  • Начинающим, вне зависимости от их способностей, оставаться в позе не более 5 секунд. Продолжительность фиксации увеличивать постепенно на 1–2 секунды. Для школьников максимальное время удержания позы 10–20 секунд.
  • Выход из позы.
  • Возвращаясь в исходное положение, производить плавные, спокойные движения.
  • Отдых после выхода из позы.
  • Принять удобную позу для отдыха и расслабиться. Минимальное время отдыха составляет половину продолжительности выполнения позы. Даже если учащиеся совсем не устали, спокойно посидеть 3–4 секунды. Это даст больше пользы от выполненного упражнения. Длительный отдых (релаксация) после всего комплекса составляет ¼ продолжительность всего занятия. Если, например, вы занимались 20 минут, то отдыхайте 5 минут, если 35, то – 8 минут. Расслабляйтесь в позе полного отдыха, лежа на спине (савасана).

    Звуки (музыкальный ряд).

    Попробуйте включить в уроки (1–5 класс) техники, развивающие умение детей слушать, а также их способность к концентрации. Это поможет тем, которые легко отвлекаются и не способны сидеть спокойно.

    Попросите детей сесть или лечь в удобную позу, закрыв глаза. Они будут наслаждаться интересными звуками, которые вы издаете. Попросите одного из них после прослушивания нескольких звуков рассказать, при помощи чего, по его мнению, извлекались звуки, и в какой очередности. Можно повторить те же звуки, но в другом порядке, побуждая детей слушать и запоминать. Это упражнение хорошо развивает память. Используйте любые детские инструменты (колокольчики, бубенчики и т.д.), но добавьте и свои изобретения! Например: крошите сухие листья, комкайте бумагу или полиэтиленовые пакеты, медленно сыпьте рис в металлический контейнер.

    Также можно использовать позы с партнером такие, как дерево дружбы, плывущая лодка, комета, рыба под мостом и т.д. Йога с партнером имеет некоторые преимущества перед индивидуальными занятиями йогой. Не все упражнения можно выполнить самостоятельно и помощь партнёра оказывается неоценимой. Во время совместной работы между партнёрами возникает доверие, дающее каждому из них дополнительную возможность отрабатывать многие свои качества, как физические, так и эмоциональные: испытывать ощущение энергии, чувство взаимодействия и равновесия, чувства ответственности, чуткости и благодарности друг к другу. Всё это приводит к установлению между партнерами тёплых, дружеских отношений.

    Дыхательные упражнения (пранаяма).

    Детям начальных классов можно предложить самые простые дыхательные техники, такие как:

    • Сдувание перьев (или мячиков для пинг-понга) – сделать глубокий вдох и, выдыхая через соломинку, попробуйте двигать перышко по полу или гонять его по воздуху.
    • Дыхание жужжащей пчелы – когда это упражнение выполняет вся группа, кажется, что проснулся целый рой пчел! Сесть в позу полулотоса. Сделать глубокий вдох через нос и зажать уши пальцами. Медленно выдыхая воздух, и не открывая рта, издавать сильный гудящий звук, похожий на гудение пчел (“м-м-м”). Это упражнение обладает сильным успокаивающим действием.

    Детям постарше, можно предложить:

    Дыхание “ха” – оно помогает избавиться от застоявшегося воздуха, накопившегося вследствие поверхностного дыхания. Лечь на спину, вытянуть руки над головой. Сделать глубокий медленный вдох. Резко выпустить воздух через рот со звукам “ха”, прижав колени к грудной клетке и обхватив их руками. Медленно вдохнуть и снова растянуться на полу. Дышать свободно несколько секунд, затем повторить все снова три раза.

    Дыхательные техники оказывают лечебное и восстанавливающее воздействие на нервную систему. Пранаяма успокаивает эмоции, она чрезвычайно благотворно сказывается на общем самочувствии и здоровье в целом, так как усиливает приток кислорода в кровь и эффективно удаляет из легких застоявшийся воздух.

    Завершаем урок йоги релаксационной позой (савасана). Детям необходимо расслабляться. Релаксация дает детям время и возможность переработать впечатления дня, помогает отстраниться от забот и по-новому взглянуть на вещи. Она может стать решением многих проблем.

    И в заключении, подарив “Урок йоги”, вы подарите каждому ребенку возможность познать себя. Вы откроете ему дверь в новый удивительный мир, где он обретет гармонию с собой, окружающими, прекрасное настроение и здоровый дух.

    Юлия Соловьева (Соколова)
    Инновационные технологии в области «Физическая культура»

    Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

    Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы определяют как одну из важнейших задач : охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей , создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно -оздоровительной работы в ОО - это и является актуализацией моего педагогического опыта.

    Ключевым теоретическим положением, на основании которого базируется мой опыт работы в рамках обозначенной проблемы, является инновационные технологии обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в области физическая культура и создающие основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанников новых знаний, умений, компетенций, что требует применения таких технологий , как (ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ)

    - технология проектной деятельности

    - технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской деятельности)

    - технология уровневой дифференциации

    - технология обучения на основе учебных ситуаций

    - технология сотрудничества

    - технология развития критического мышления

    - технология проблемно-диалогового обучения.

    В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы : предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

    ИСХОДЯ ИЗ АКТУАЛИЗАЦИИ БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА Цель моей работы : повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей , вовлечение родителей в образовательный процесс.

    Задачи :

    Выявить способы привлечения воспитанников и их родителей в образовательный процесс с использованием инновационных технологий .

    Изучить, обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий в области физическая культура .

    Выявить роль и значение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

    Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий в образовательном процессе;

    Формировать у детей и их родителей привычку к ЗОЖ под средством инновационных технологии .

    Ведущая педагогическая идея опыта

    заключается в том, что работа по физическому развитию детей с использованием вышеперечисленных инновационных технологий будет способствовать повышению вовлечения родителей в образовательный процесс,

    здоровье детей будет сохраняться, и укрепляться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии использования инновационных технологий .

    Моя работа строилась в несколько этапов :

    1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

    2. Выбор и реализация новшеств.

    3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации .

    На первоначальном этапе изучив источники и собрав нужную информацию, проанализировав свою практическую деятельность, я пришла к выводу, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

    На втором этапе я стала применять новшества в своей педагогической практике. Стала применять в своей работе те технологии , которые, на мой взгляд, будут помогать мне в решении задач и добиться цели.

    Остановлюсь более подробно на проектной технологией , одной из наиболее эффективных в наши дни.

    Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

    Метод проектов интересен и полезен. Мне он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении проблемных задач.

    Например : один из проектов реализованный с детьми и родителями «Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу» . Каждая группа отвечала за создание картотеки : художественное слово о мяче, подвижные игры, карты – схемы упражнении и др.

    Дети совместно с родителями выполняли свои мини-проекты по сбору информации на разную тематику : - Спортивные игры с мячом;

    Подвижные игры с мячом.

    Как мы играем дома с мячом.

    Проект «Мы за здоровый образ жизни»

    Проект «Правила дорожного движения выполняй и здоровье сохраняй»

    Проект посвященный ВОВ «Как давно это было» .

    На заключительном этапе проектов мы проводим итоговую спортивную конференцию, где дети совместно с родителями защищают свои мини-проекты. Например, в конференции по ЗОЖ дети защищали такие проекты как :

    - «Здоровое питание»

    - «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» .

    Родители активно включаются в проектную деятельность, предлагают свою помощь, учувствуют во всех запланированных мероприятиях (походы в лес, на каток, экскурсии, конференции и др.)

    Естественно технология проектирования тесно взаимодействует с проблемным обучением. Данная технология используется в моём опыте работы.

    Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

    Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

    Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. На физкультурной деятельности ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

    Технология уровневой дифференциации я использую в работе с целью создания условий для личностного развития дошкольника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого обучающегося.

    На каждом занятии физической культуры или разной деятельности применяются элементы технологии уровневой дифференциации :

    По гендерному признаку - дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса; Например : ОРУ ленточки – для девочек, гантели – для мальчиков.

    По здоровью и по уровню развития, обучающие распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия :

    Личностно - ориентированный подход.

    Данный подход, нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности детей. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями , возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

    Целью технологии сотрудничества является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач :

    Формированием у детей способов работы в паре, в малой группе. (На физкультурных занятиях по картам-схемам (разработана картотека) дети выполняют упражнения в группах, ситуации «Научи друга» ). Я стараюсь быть партнером для ребенка.

    Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки. (Работав по подгруппам дети анализируют себя и своих сверстников) .

    В процессе реализации данной технологии вижу результат в том, что дети овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и мной; навыки контроля и взаимоконтроля деятельности; формируется умение отстаивать свои мнения; указывать на ошибки и исправлять их. Формируется база учебной деятельности, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную деятельность.

    Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ОО, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. Естественно в своей педагогической деятельности активно использую информационные компьютерные технологии .

    Планирование в электронном виде :

    Образовательного процесса по физической культуре ;

    физкультурно-оздоровительных и физкультурно -массовых мероприятий;

    Индивидуальной работы с детьми;

    Мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

    Оформление :

    Результатов физкультурно-массовой работы ДОУ ;

    Методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры . Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.

    Создание и пополнение своего портфолио;

    Также используется ИКТ и в работе с родителями, помещая в родительские уголки и на сайт ОО различную информацию.

    Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Ресурсы Интернет-сети, помогают в подборке современной детской музыке для физкультурных занятий и праздников. Движение под музыку развивает чувства ритма и творческое воображение.

    Наличие персональной странички на МААМ. ru позволяет обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами из разных уголков страны, обсуждать проблемы, делится дидактическими пособиями и т. д.

    Таким образом можно сделать вывод о том, что инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий .

    Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии , использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, что помогает мне в моей педагогической практике.

    Акуленко Е.В.

    Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.

    Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

    Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие физических качеств.

    Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.

    Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры.

    Предмет исследования – способы развития физических качеств учащихся с использованием инновационных технологий на уроках физической культуры.

    В соответствии с выше изложенным были определены цели:

    1.Изучить состояние проблемы в теории и на практике;

    2.Выявить роль и значение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

    3.Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий на уроках физического воспитания;

    4.Обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий на уроках физической культуры.

    5.Формировать основы здорового образа жизни.

    7.Использовать диагностические методики при подготовке к урокам и планировании работы.

    8.Осуществлять индивидуальный подход.

    Важнейшими источниками исследования являются:

    Литература по вопросам теории и методике проблем;

    Для разработки концепции построения своей профессиональной деятельности на инновационные педагогические технологии.

    Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.

    В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

    Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

    Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.

    Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [Т.В. Машарова].

    Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

    В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся. Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

    Для этого использую здоровье сберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

    1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

    2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

    3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

    4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

    Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

    1.Средства двигательной направленности;

    2.Оздоровительные силы природы;

    3.Гигиенические факторы.

    Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

    К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; тренинги и др. [см. приложение 1].

    Весь опыт работы по данной теме был обобщён в методическом пособии «Методические рекомендации по организации специальной медицинской группы в общеобразовательных школах.», «Комплексы упражнений для проведения занятий в специальной медицинской группе», которое рассматривалось на городском экспертном совете. В нём:

    1 .Основные задачи физического воспитания учащихся отнесённых к СМГ

    2. Характеристика программы по физической культуре для школьников, отнесённых к СМГ

    3.Комплектование СМГ

    4.Организация учебного процесса.

    6.Врачебно- педагогический контроль на занятиях с детьми СМГ

    7.Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленные клиническим диагнозом ослабленных детей.

    Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

    Так же использую игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

    Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

    Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

    Игра – это проявление желания действовать.

    Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

    Обучающая;

    Воспитательная;

    Развивающая;

    Психотехническая;

    Коммуникативная;

    Развлекательная;

    Релаксационная.

    Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. [см. приложение 2].

    Все эти игры очень важны для развития личности.

    Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись.

    Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

    В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

    Так же использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.

    Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

    В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

    Литература

    1. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
    2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
    3. Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967;История физической культуры и спорта,1975;Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П.
    4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.-105с.
    5. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.-68с.
    6. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.-208с.
    7. http://festival.1september.ru/articles/557275 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Акимова Елена Владимировна.
    8. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
    9. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.-345с
    10. http://zam-sport11.ucoz.ru/index/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/0- 14«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках».
    11. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
    12. http://irina-school8.ucoz.ru/publ/1-1-0-1 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».
    13. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. – №3. – С.3–6.
    14. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1997. 43-75.
    15. Выготский,Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.

    Акуленко Елена Владимировна
    Г.Рудный
    ГУ «СШ №4 с углубленным изучением математике г.Рудного»
    Должность: учитель физической культуры

    Приложение

    № 1. Здоровье сберегающие

    - Утренняя гимнастика.

    Комплекс 1

    1. И.п. о.с. – 1- развести руки в стороны - вверх, поднять бедро левой ноги до прямого угла; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, поднимая бедро правой ноги.

    2. И.п. о.с. – 1- руки вверх - назад, максимально прогнуться; 2 - и. п.;

    3. И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.

    4. И.п. о.с. – 1-2-3 - медленно принять положение полуприседа; 4 - быстро вернуться в и.п.

    5. И.п. о.с. – руки согнуты в локтях. Бег на месте в среднем темпе.

    6. Прыжки на месте, руки на поясе.

    7. Ходьба на месте.

    8. Выполнение команд на внимание, если перед командой сказано слово «класс» или другое условное слово.

    Комплекс 2

    1. И.п. о.с. – 1-4 - ходьба на месте на носках, руки вверх - вдох, 5-8 - руки вниз, обычная ходьба на месте - выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.

    2. И.п. о.с. – 1 - руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице - вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу - выдох, 3-4 - то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.

    3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами - вдох, 3-4 - и.п. - выдох. 6-8 раз в медленном темпе.

    4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 - поворот туловища влево, хлопок ладонями над головой - вдох, 2 - и.п. - выдох, 3-4 - то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.

    5. И.п. о.с. – руки на пояс. 1 - левую ногу в сторону на носок, 2-3 - наклоны туловища влево, 4 - и.п., 5-8 - то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

    6. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 - поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд, вверх, 2 - и.п., 3-4 - то же другой рукой. 6-8 раз обеими руками в среднем темпе. Дыхание произвольное.

    7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 - руки как можно больше поднять вверх - выдох, 3-4 - и.п. - вдох. 6-8 раз в среднем темпе.

    8. И.п. о.с. – прыжки на месте, руки в стороны, 2 - то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп.

    - Физкультминутки.

    • ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

    1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    • ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

    2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

    3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    ФМ для снятия утомления с туловища.

    1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

    2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

    3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

    Гриша шел-шел-шел,
    Белый гриб нашел.
    Раз - грибок,
    Два - грибок,
    Три - грибок,
    Положил их в кузовок.

    Сколиогимнастика. Для профилактике сколиоза проводится зарядка на 3-ем уроке, которая предупреждает заболевание и приносит свои положительные результаты. Все упражнения выполняются стоя.

    1.И.п. руки на поясе. Медленные наклоны головы: вперёд, назад, к левому плечу, к правому плечу (повторить 4 раза).

    2.И.п. руки на поясе. Ходьба на месте. Выполняется в течении 30 секунд.

    3.И.п. кисти рук к плечевым суставам. Круговые движения в плечевом суставе вперёд 5 раз, назад 5 раз (повторить 2 раза).

    4.И.п. руки вдоль туловища. На раз – кисти рук к плечевому суставу. На два – руки вверх, потянуться вдох. На три – к плечевому суставу. Четыре – руки опустить.

    Офтальмогимнастика. Для профилактике лечения близорукости используют специальные физические упражнения, которые благоприятно влияют на формирование рефракции глаз у школьников.

    Комплекс зарядки для глаз (проводится на первом уроке)

    1.Мигание глазами (20 раз)

    2.Поднять глаза вверх, затем опустить вниз (20 раз)

    3.Отводить взгляд вправо, влево (20 раз)

    4.Водить глазами вверх, угол глаза и вниз, менять движения справа налево (с напряжением, 20 раз)

    5.Взгляд на кончик носа и на переносицу.

    6.Согнуть руки в локте, смотреть на кончик пальца и вдаль.

    7.Вращение глаз вправо и влево на 4 счёта (повторить 5 раз).

    Одним из основных средств, который хорошо укрепляет организм и способствует формированию правильной осанки у детей, является утренняя зарядка. После дневного сна также очень полезно выполнять комплекс упражнений. Комплекс направлен на укрепления, так называемого мышечного корсета, удерживающего туловище в правильном положении.

    «Поймай комара над головой» - поднимание рук через стороны вверх.

    Исходное положение (И. п.) – ноги поставить на ширине ступни, руки вниз.

    1) Руки поднимаем через стороны вверх, смотрим на них, делаем хлопок в ладоши над головой (вдох);

    2) Опускаем руки через стороны вниз (выдох).

    Повторяем 5 - 6 раз, не спеша, в медленном темпе.

    2. «Поймать комара перед грудью » - хлопок в ладоши перед грудью.

    И. п. – то же.

    1) Хлопаем в ладони перед грудью согнутыми руками;

    2) Опускаем руки вниз.

    Движения выполняем энергично, дыхание равномерное. Повторяем 6 – 8 раз чуть быстрее, в среднем темпе.

    3. «Поймай комара возле ног» - наклоны туловища вперед.

    И. п. – то же.

    1) Наклоняемся вперед, хлопаем в ладони возле колен (выдох);

    2) Выпрямится в и.п. (вдох).

    Ноги в коленках не стараться сгибать. Повторить 6 раз в среднем темпе.

    № 2. Игровые.

    - Игры для уроков легкой атлетики.

    Вызов номеров.

    Играют 2-3 команды. Игроки строятся в колонны и рассчитываются по порядку номеров. Учитель называет номер и игроки с этим номером, с каждой команды бегут, обегают предмет и возвращаются в строй. Выигрывает команда, игроки которой побеждали большее количество раз. Если играют дети младшего школьного возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками. Тогда это будет « Эстафета зверят».

    Мячом в цель.

    Посередине площадки кладут волейбольный мяч. Играющие, с теннисными мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара мяч откатился дальше.

    Волк во рву.

    Играющие выстраиваются на одно стороне площадки. В середине «ров» шириной 2-3 метра. Во рву водящий (волк). Игроки, разбежавшись, перепрыгивают ров, стараясь « не попасть в лапы волку». Если игрок заступил или его коснулся водящий, то он выбывает.

    Охотники и утки.

    Играющие делятся на две команды, одна из которых – охотники – становится по кругу, а вторая –утки – входит в середину круга. У охотников мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать для броска мяч партнёру по команде. Утки, бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидает круг. Итог игры подводится по количеству уток, выбитому за время, установленное учителем.

    - Подвижные игры с элементами спортивных игр.

    Пионербол.

    Играют две команды по 6-8 человек. Команды располагаются по разные стороны от сетки. Мяч вводится в игру с помощью волейбольной подачи. Игроки противоположной команды должны поймать мяч, и используя правило трех передач, перекинуть его на сторону противника. С мячом разрешается делать не более трех шагов. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли, на площадке соперника, или улетит в аут. Игра продолжается до 15 очков, до двух побед в партии.

    Своему ловцу.

    Игра напоминает баскетбол. Играют две команды. Каждая старается овладеть мячом и бросить его по цели. Цель – свой игрок (ловец), стоящий в круге. Ловя мяч, ловец не имеет право выходить за круг. Круг опоясывает нейтральная зона (1 метр). В эту зону не разрешается заходить игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру – штрафной с 6 метров от ловца. Бросающему может мешать перехватчик, располагающийся перед ловцом, возле нейтральной зоны. Каждый меткий бросок ловцу 1 очко. Играют 2 тайма по 10 минут.

    - Игры на внимание.

    Запрещенное движение.

    Преподаватель перед строем показывает ряд простых общеразвивающих упражнений, которые дети повторяют за ним. Перед игрой договариваются об одном или двух «запрещенных движениях», которые нельзя выполнять, хотя преподаватель может их показывать (например, руки на пояс, упор присев). Совершивший ошибку выбывает из игры.

    Карлики и великаны.

    Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «карлики» - приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6-8 команд подвести итоги.

    №3 Презентации.

    - Физкультминутки.

    Правила поведения на уроке физической культуры.

    Лёгкая атлетика (Низкий старт, стартовый разбег, техника спринтерского бега).

    Технологии спорта. (Бокс. Хоккей. Плавание. Баскетбол.)

    Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

    · уровень знаний, умений и навыков;

    · отношение к здоровью и физической культуре личности.

    Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни.

    Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

    На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

    На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.



    На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

    1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.

    2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.

    3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

    Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

    На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

    На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

    Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

    Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

    В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

    Проблема изучения педагогического опыта;

    Проблема доведение до практики.

    Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.

    Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.