Критерий оценивания егэ по обществу. Как писать эссе по обществознанию

На ЕГЭ по обществознанию Вам будет предложено 5 высказываний по различным темам курса.

Необходимо написать эссе по одному высказыванию.

Выбор цитаты

Как выбрать цитату

  • Сначала внимательно вдумайтесь в смысл каждой из предложенных цитат.
  • Выбирая цитату для эссе, ответьте сами себе на вопросы:
  1. Понимаю ли я смысл данного высказывания
  2. Есть у меня необходимые аргументы для доказательства своей точки зрения
  3. Смогу ли я использовать в эссе понятия и термины, знаю ли я их
  4. Интересна ли мне эта тема

Часто выпускники допускают огромную ошибку: выбирают цитату, которая кажется им наиболее простой. А потом получается, что и примеры приводятся слишком обобщенные или уж очень простые, и терминов практически нет.

Главное при выборе — не простота, а то, сумеете ли Вы написать эссе, набрав как можно больше баллов.

Основные части эссе

Вступление

1 этап

Во вступлении необходимо объяснить смысл высказывания . Как это сделать?

Сначала напишите обобщенно, о чём данное высказывание . Далее своими словами перескажите суть цитаты, в чём её основной смыл, что хотел донести в ней автор, какую проблему поднимает.

ПРИМЕР

«Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять»

(О.Хаксли).

Содержание Комментарий
В данном высказывании известного английского писателя 20 века Хаксли О ., автора так называемых

« интеллектуальных романов», содержится мысль о противоречивости технического прогресса.

1.Общие сведения об авторе цитаты только приветствуются.

2.Вы написала обобщённо, о чём данная цитата.

Автор отмечает, что технический прогресс, с одной стороны», одаряет человечество совершенными средствами, а с другой — способствует движению вспять. Создавая, человечество одновременно и разрушает, и технический прогресс – яркое тому подтверждение. Своими словами вы передаёте смысл высказывания, конкретизируя его.

Основная часть

  • В основной части необходимо привести не мене двух примеров из разных источников .
  • Примеры должны быть конкретными , не обобщёнными. Поэтому в течение года готовьте примеры на различные возможные темы.
  • Легче доказывать на антитезе — противопоставляя отрицательные и положительные примеры.
  • Не забывайте использовать терминологию.
Содержание Комментарий
Прогресс технологий – это пример развития человеческого разума, стремления людей познать мир, природу, самих себя, облегчить свою жизнь, сделать её более комфортной.

В наш 21 –ый век информационные технологии стали частью жизни человека Интернет значительно расширил возможности человека: можно «путешествовать» по разным странам и континентам, знакомится с людьми, слушать любимую музыку, смотреть выступление знаменитых актёров. Всё это стало возможно благодаря изобретению компьютеров. В прекрасном издании — в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+», в томе 39 , посвящённом компьютерам, авторы (главный редактор Аксёнов М.) интересно рассказывают о том, как создавались компьютеры, какие возможности они имеют, как изменилась жизнь человечества с появлением этой чудо-техники. Да, появление компьютеров – это пример технического прогресса.

Первый пример — положительный. Взят из научно-публицистической литературы .

Обратите внимание, что всё конкретно указано: издательство, название книги, фамилия главного редактора.

Даны не просто общие слова о компьютерах, а приведёт чёткий пример.

Однако появилось и такое явление, как компьютерная зависимость. Человек, попадая в виртуальный мир, становится рабом этой техники. И тогда происходят регрессивные явления, начинается деградация человека.

В 2005 году был выпущен фильм « Паутина»

« паутиной» создатели фильма называют Интернет, на конкретных примерах показывают, к чему приводит интернет — зависимость, как меняется психика

человека, и он уже не может жить в реальном мире. О многом заставляет задуматься фильм, хочется посмотреть на себя со стороны. Авторы фильма словно предупреждают молодёжь разумно пользоваться компьютером.

Второй пример – отрицательный. Приведён уже другой источник — фильм .

Аргументы – это не просто констатация фактов. Это Ваше восприятие проблемы, ваша оценка событий и явлений. Не забывайте об этом.

Обратите внимание на выделенные термины.

Вывод (заключение)

В заключительной части эссе необходимо снова назвать автора цитаты , напомнить проблему , им поднятую (или основную мысль) , высказать свои мысли по поводу того, как решить данную проблему, что необходимо сделать в стране и конкретно каждому, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия данного явления (события).

Если позволяет тема (особенно по политике, экономике, праву), то нужно привести в конце эссе пример из Конституции РФ , то, как решается проблема на государственном уровне.

И помните: очень важно показать свою гражданскую позицию , а если есть такая возможность, свою любовь к стране, гордость за свой народ.

Содержание

По статистике, каждый третий абитуриент в качестве дополнительного экзамена по выбору ежегодно выбирает экзамен по обществознанию. Абитуриентам не только требуется усвоить знания по основным дисциплинам курса, но и научиться грамотно и точно излагать свои мысли и соображения в кратком эссе. Сегодня мы хотим предложить вам 10 советов как написать самое дорогое задание ЕГЭ по обществознанию — эссе по обществознанию.

1. Продумайте свой выбор.

Выпишите и начинайте мозговой штурм. Все идеи, термины понятия должны оказаться на черновике. Сильно не засиживайтесь и старайтесь не уходить от смысла цитаты.

2. Поймите суть.

Если вы с этой частью работы не справитесь, дальше эксперты ваш шедевр читать не будут. Только точное изложение сути высказывания в виде перефразирования, формулировки ключевой проблемы которая поднимается данным автором дадут вам исходный пункт вашей работы.

Вы должны видеть за идеями автора масштабную тему или вопрос, на который он как бы отвечает. Вот это вам и надо раскрыть в процессе повествования. Однако не спешите использовать те же слова, что в исходной цитате. Грамотно подбирать синонимы – великое искусство, отработайте этот навык дома.

4. Готовьте к экзамену фразы-клише.

Зачем изобретать велосипед? Известные публичные деятели всегда при себе держат контакты хорошего спич-райтера, у вас его наверняка нет, однако заготовки на все случае жизни вам помогут сделать одноклассники, интернет-пользователи, преподаватели и другие люди. Сделай свою копилку удачных фраз и пользуйтесь ею при написании работы.

Пара интересных приемов, которые почти успели стать замыленными:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что…»,

Выразите свое мнение — согласны или нет. Это ваша следующая опорная точка, ведь от вашего конкретного мнения зависит будущая аргументация. Выразите его так, чтоб не один эксперт не смог усомниться в ваших мыслях.

5. Переходите к аргументации.

У вас их будет два вида. Сначала теоретическая, где вы уточните как на эту проблему смотрят современные психологи, экономисты, политологи, культурологи, философы и другие важные специалисты в зависимости от вашей темы. А затем ищите аргументы практические, которые уже случались в истории, искусстве или обыденной жизни.

Используйте осторожнее определения и функции различных терминов и процессов, свойства, структуры, тенденции. Помните план вы писали в предыдущем 28 задании, сейчас вам требует органично и точно изложить взгляд специалистов на современную проблему. А потому не стремитесь прописать все, что знаете по теории, пара-тройка хорошо раскрытых функций или тенденций, завуалированное определение в тексте (например, «Многие экономисты в сущность безработицы традиционно вкладывают превышение предложение труда над его спросом. И действительно …..») сыграют куда более заметную и привлекательную роль, чем сырое переписывание терминов из справочников «как есть». Чувствуйте работу! Не палите в сухую.

6. Помните смысл теоретической аргументации.

Прописывание определения, функций и других теоретических аспектов в работе используется не просто так. Это попытка подтвердить или опровергнуть идеи автора цитаты на ту или иную тему. Если вы пишите эссе, что революция – это варварский путь прогресса, напомните эксперту, что многие философы сегодня видят различные пути достижения прогресса, и революция, действительно из всех их (реформы и эволюции) выглядит не самой удачной. А потому автор прав, философы с ним согласны.

7. Фактические аргументы должны быть корректно изложены.

Душещипательные истории про бабушек, мам и отцов, которые нас так чудесно воспитывают, воров и преступников, которые являются примерами негативной девиации в работах предостаточно. Но мало из практических аргументов переходит в реальный балл. Соблюдайте точность. Не уходите в словоблудие. Не забудьте ответить на вопрос, как этот пример подтверждает мысль автора. Особенно осторожны будьте с примерами личной жизни. Если вы не знаете как их корректно оформлять, обратитесь к истории, точным наукам, СМИ, искусство. Рядом с вами полно отличных аргументов, подтверждающих мысль автора.

Избегайте любых фактических ошибок. Как только вы допускаете неточность, вы даете эксперту шанс снизить вам балл. Неточный аргумент порождает сомнение в истинности суждения, а потому тщательно проверяйте изложение работы.

8. Ответьте мысленно на следующие вопросы:

  1. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  2. Не противоречат ли они высказанному мною тезису?
  3. Убедительны ли они?
  4. Подтверждают ли они моё мнение?

9. Пишите вывод.

Он обычно прост, если вы соблюли логику изложения мысли. Таким образом автор действительно прав или не прав, ведь его мысль раскрывается вот в этом аспекте, в этом и в другом. И примеры приведенные мною тоже отлично показывают его истинность и суждение.

Иногда, кстати, в выводах пишут рекомендации. Если вы работаете с эссе по глобальным проблемам, девиантному поведению,правовой и политической культуре, вам будет неплохо в выводе прописать рекомендации как бороться с проблемами, снизить издержки социализации и т.д. Вывод на то и вывод, что вы завершаете рассмотрение проблемы.

10. Не забудьте про критерии! Помните стоимость каждого вашего слова:

К1 - определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;

К2 - характер и уровень теоретической аргументации;

КЗ - качество фактической аргументации.

Успехов на экзаменах!


Краткий план написания эссе по обществознанию (ЕГЭ).

1) Вступление.

Так же очень хорошо будет сказать, что данная проблема актуальна, злободневна, и привести небольшие примеры данной «злободневности».

2)Основная часть.

а) Теория. Приводим определения, связанные с нашей проблемой, раскрываем их. Пример: если цитата дана с проблемой «конкуренции на рынке», то даем определение слову «конкуренция».

б) Аргументы (минимум 2 аргумента). Приводим примеры, подтверждающие нашу позицию. Аргументы можно брать из литературы, истории, новостей (в лучшем случае, с указанием названия канала, телепередачи, даты выпуска или название газеты, статьи из СМИ и т.д.). Очень ценятся аргументы из истории и новостей, ибо это подтверждает вашу эрудированность.

3) Заключение.

Делаем вывод. При этом можно перечислять небольшие примеры, доказывающие вашу точку зрения и/или иные российские/зарубежные проблемы.

Ценимое в эссе:

2) Четкие определения.

3) Исторические примеры.

4) Анализ ситуации в мире.

Так же очень необходимо посмотреть критерии, которые появятся в 2018 году.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Что может быть прекраснее школьного времени? Но, несмотря на это, приходится сталкиваться со многими трудностями. Самое большое препятствие, которое придется пройти каждому, кто решил окончить 11 классов, - это единый государственный экзамен.

Практически во всех вузах и на всех направлениях нужно сдавать предмет под названием обществознание. Самая тяжелая часть экзамена - сочинение. Поэтому перед написанием нужно составить план эссе по обществознанию и следовать ему строго по пунктам. Только так можно написать красивое сочинение. План эссе по обществознанию, так же как и по другим предметам, должен содержать три главные части: вступление, основную часть и заключение. На каждом пункте мы остановимся подробно.

Зачем нужно уметь писать сочинения?

Все заставляют нас излагать свои мысли последовательно, правильно и аргументированно. Это обязательно пригодится в жизни. Даже если просто вести дружескую беседу, то и здесь будет уместна не насыщенная жаргонизмами и другим «мусором» русского языка.

Также написание сочинений учит нас выявлять основную мысль, которую хотят до нас донести, анализировать, высказывать свое личное мнение о проблеме.

Если говорить об экзаменах, то перед написанием следует разработать подробный план написания эссе по обществознанию. Это поможет вам не заблудиться в собственных мыслях, не отойти от основной проблемы. Некоторым писать сочинения очень нравится, им достаточно составить по обществознанию в голове. Остальным же лучше воспользоваться черновиком, чтобы план всегда находился перед вами.

Вступление и заключение - это короткие части, которые состоят примерно из трех-четырех предложений каждая. Все части отделяются абзацем. Не стоит писать сплошным полотном, это очень тяжело воспринимается читающими. За такую "простыню" вы много баллов не заработаете.

ЕГЭ по обществознанию

Тестовая часть экзамена по обществознанию довольно простая. Нужно ответить на тестовые вопросы, все они имеют 4 варианта ответов. Вторая часть немного труднее. Здесь предлагают дописать пропущенные слова, дозаполнить таблицу или соединить соответствующие пункты.

Самая тяжелая часть - С. Здесь нужно выбрать выражение (цитату) знаменитой личности из нескольких предложенных вариантов. Далее - написать сочинение-рассуждение, посвященное теме высказывания. Для того чтобы справиться с работой и получить хороший балл, нужно составить план эссе по обществознанию. ЕГЭ довольно просто сдать, если немного к нему подготовиться.

Стоит выделять хотя бы по часу в день для самостоятельной подготовки либо нанять репетитора или посещать специализированные курсы для подготовки. Особо обратите внимание на творческую часть. Возможно, составить такой план эссе по обществознанию (ЕГЭ), чтобы использовать его для абсолютно всех тем. Этим мы и предлагаем вам заняться прямо сейчас. Мы выделим основные части, которые должны содержаться в вашем сочинении, приведем основные клише. Все это значительно упростит вашу работу во время единого государственного экзамена.

План

План эссе по обществознанию практически ничем не отличается от такового для других творческих работ. Сейчас мы приведем подробный план сочинения, достаточно подробно распишем, что должно входить в каждую часть. Итак, план эссе по обществознанию выглядит следующим образом:

  1. Вступление . Стоит сразу сказать, что нет никаких жестких требований к данной работе. Главное, чтобы тема была раскрыта. Нужно продемонстрировать свое знание теории и подтвердить фактами из истории, литературы или жизни. Вступление является не обязательным, но желательным. Многие школьники не могут представить себе сочинение без введения. Если для вас сложно начать эссе сразу же с размышлений, сделайте небольшое введение (2-3 предложения). Здесь можно четко сформулировать проблему. Если вступления нет, баллы за это не снижаются.
  2. Смысл цитаты. Эта небольшая часть состоит не более чем из пяти предложений. Совсем не обязательно приводить высказывание полностью. Будет достаточно и ссылки на автора, а далее - трактовки своими словами. Здесь многие используют клише, например: «В высказывании философа Фейербаха рассматривается (или описывается) явление (процесс или проблема) …» или «Смысл высказывания … заключается в том, что…». В примерах вы посмотрите, как правильно пользоваться этими формами.
  3. Теория . В этой части вы должны написать, согласны вы с мнением автора или нет. В большинстве случаев школьники подтверждают мнение и просто переписывают цитату с помощью специальной терминологии. Также в этой части вы можете приводить примеры в защиту своей точки зрения.
  4. Факты . Лучше избегать каких-либо общих фраз, нужно приводить конкретные примеры («как мы знаем из курса химии…», «как говорил известный философ…» и подобные формы).
  5. В заключении нам надо подытожить все, что мы сказали ранее. Школьники часто пользуются такой формой: «Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что…» Вместо троеточия нужно вставить переформулированную основную мысль высказывания.

Вступление

Эссе по обществознанию (план, клише мы уже предоставили) должно быть коротким, но отражать основную мысль. В этой части мы вам приведем примеры возможных вступлений.

  1. "Фейербах - это известный немецкий философ, который утверждал, что теория и практика взаимосвязаны и дополняют друг друга".
  2. "Наиболее интересной для меня цитатой стало высказывание американского писателя Л. Питера, который говорил о высоком предназначении экономической культуры".

Смысл высказывания

  1. "Смысл высказывания очень прост - нужно уметь экономить и правильно распределять ресурсы, что поможет остановить голод во всем мире".
  2. "Поднимая эту проблему, автор говорит о том, что молодое поколение мало что понимает во взрослой жизни. Они как будто иностранцы, не знающие обычаев, образа жизни жителей этой страны."

Теория

Посмотрим на план составления эссе по обществознанию. Дальше мы должны продемонстрировать наши теоретические знания, полученные на уроках обществознания в школе. Приведем некоторые примеры:

  1. "Поведение каждого отдельного человека имеет большое значение для всего общества. Это обособленная, но связанная с миром группа. Именно социальный статус определяет модель поведения каждого отдельного человека. Если кто-то выделяется своим поведением, и это неприемлемо в обществе, то подключаются службы социального контроля…"
  2. "Мое мнение таково: я полностью согласен с позицией автора. Действительно, законы играют большую роль в жизни человека. Они помогают и оберегают от дурных, аморальных поступков…"

Факты

Как писать эссе по обществознанию, мы почти разобрались, осталось понять, какие примеры можно приводить в следующем пункте. Факты могут быть подобного рода:

  1. Литературные . Например: "Хотелось бы привести пример из книги «Богатый и бедный папа», где автор Р. Кийосаки говорит о том, что экономическая свобода очень важна…"
  2. Из образования, науки, СМИ и так далее. «В качестве аргумента можно привести историю развития науки химии. Как люди получили знания о возможных реакциях? Конечно, из опытов…»

Заключение

Последняя часть состоит из 1-2 предложений, например:

  1. «Я полностью согласен с высказыванием, ведь только… может привести к...»
  2. «Таким образом, философ… высказал довольно умную мысль… которая требует анализа и размышлений».

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Эссе похоже на сочинение, обычно имеет свободную композицию и небольшой размер. Хотя задание и должно казаться легким, однако почему-то пугает учащихся и застает их врасплох.

Вам понадобится

  • - учебная литература;
  • - компьютер.

Инструкция

Продумайте примерный план работы. Как правило, эссе состоит из короткого вступления, где раскрывается сущность темы; основной части, в которой излагаются мнения ученых на предмет повествования; отношение автора работы к этим мнениям, а также заключения, в котором даются краткие выводы о проделанном исследовании. На последней странице эссе указываются использованные для источники.

Отберите необходимый материал. Различные точки зрения ученых на выбранную тему выпишите на бумагу и отметьте порядок использования высказываний в работе.

Видео по теме

Обратите внимание

Проверьте, чтобы вся используемая литература была актуальна в настоящее время. Учебные пособия должны быть не старше 8-10 лет, периодические издания - не старше 3-5 лет.

Чтобы не прослыть плагиатором, все цитаты оформите ссылками с указанием автора, названия издания и выходных данных.

Полезный совет

При написании эссе не следует использовать много литературы, чтобы работа не получилась слишком большой и перегруженной ненужной информацией.

При работе с литературой необязательно переписывать заметки на бумагу, можете сразу делать их на компьютере. Так удобнее редактировать текст.

Во время написания эссе будьте внимательны, старайтесь не допускать ошибки. После окончания работы прочтите ее и исправьте недочеты.

Эссе по высказыванию это короткое сочинение, в котором можно продемонстрировать свои знания не только в конкретно взятой дисциплине, но и сведения из смежных научных предметов.